Просмотров 37
УДК 784.92
Л. А. Манасян
Вокальное искусство – одна из областей исполнительской деятельности, которая привлекает особое внимание как исследователей-музыкантов, так и психологов. Стремясь разгадать феномен выдающихся мастеров вокального искусства, наука обращается к рассмотрению не только педагогических, но и психофизиологических аспектов. И если в первой половине ХХ века вслед за исследованиями физиологии голоса и фонетических проблем ученые обратились к изучению проблем вокальной фонации, которая существенно отличается от речевой, то в настоящее время актуальными являются проблемы соотношения физиологии и психологии в процессе вокально-исполнительской деятельности. Рассмотрение эволюции взглядов на различные аспекты этого процесса в работах отечественных музыкантов-исполнителей и исследователей является целью данной работы.
На протяжении нескольких веков вокальная педагогика находилась под влиянием итальянской школы, в которой основным эстетическим критерием было инструментальное звучание голоса. В середине XIX века в связи с процессом формирования национальных школ пения (это совпало по времени с развитием ларингологии и фонетики) вопрос речи в пении постепенно приобретает все большее значение. Это было связано с особенностями звучания слова в вокальной музыке, с одной стороны, и с особенностями фонетики отдельных языков – с другой. Вокально-педагогическая литература конца XIX и начала ХХ века все чаще делает акцент на взаимоотношении речи и пения.
Необходимо признать, что понять сложнейшую голосовую функцию взрослого человека можно, только зная ее историю. Голос взрослого не является стабильным и однажды навсегда сформированным явлением: «натуральный» певец и его голос формируются с момента рождения, постоянно изменяясь как до начала обучения, так и в процессе работы над вокально-исполнительскими навыками.
Необходимо рассматривать развитие голоса певца во взаимосвязи «наследственной» и «приспособительной» сторон этого процесса. Процесс «приспособления», то есть единовременного видоизменения и наследственной стороны голосовой функции, определяется конкретными социальными условиями, в которых развивается и формируется человек, развертывается его деятельность (семья, школа, общество, речь, пение и т. п.). Эти многочисленные факторы обусловливают особенности развития голоса, его тембральные и технические характеристики.
Вокально-педагогические принципы могут быть верными лишь постольку, поскольку они соответствуют объективным закономерностям, внутренним скрытым законам развития певца и его голоса в конкретных исторических (социальных) условиях. Анализ субъективных и объективных компонентов развития голоса вокалиста является предметом интереса вокальных педагогов и исследователей, которые занимаются вопросами психологии исполнительской деятельности, что определило стремление к научному обоснованию певческого процесса, а также интенции к теоретической разработке методических принципов и приемов обучения певца. В современной исследовательской и педагогической литературе рассмотрение этих вопросов ведется в трех основных направлениях: анатомии, физиологии и акустики голосового аппарата. Данные этих трех дисциплин сливаются в экспериментальной фонетике, которая в настоящее время является основным источником научных знаний о голосе. В это же русло вливаются работы ларингологов, логопедов, частично психиатров и электроакустиков. Особое место занимают анатомия и физиология голосового аппарата, данные которых являются исходной научной базой большинства методических работ.
29 Дек 2023 в 11:23. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.