Просмотров 27

Особенностью изложения данных о физическом строении голосового аппарата на раннем этапе (XIX – начало ХХ века) является доминирование анатомического описания и практически полное отсутствие анализа связей голосовой функции с организмом в целом. Опуская данные об устройстве нервной системы и ее роли в голосообразовании, авторы, как правило, ограничиваются раздельным рассмотрением функций дыхания, устройства гортани и резонаторов. При изучении физиологии голосового аппарата рассматривается прежде всего соотношение телосложения и голоса; так, например, некоторыми авторами выдвигалась идея об универсальной предопределенности влияния корпусной установки на род и характер голоса.

В работах первой половины ХХ века большое внимание уделялось физиологическим основам: строению гортани (хрящи, голосовые связки, морганиевы желудочки) и строению надставной трубки (например, твердого неба) [6]. Интенсивное развитие психофизиологии оказало огромное влияние на вокальную методику. Для работ данного периода характерно следование принципам классической физиологии, то есть рассмотрение различных физиологических явлений вне связи между ними, а также изучение преимущественно мышечной физиологии отдельных органов. Среди трудов отечественных ученых, посвященных рассмотрению данной темы, необходимо выделить работы Ф. Заседателева [4], которые подытоживают научный материал по аналитическому изучению голоса при сравнении голосового аппарата с органной трубой: легкие и скелетная дыхательная мускулатура – накачивающий мех («мотор», по терминологии автора), гортань – язычок («вибратор»), а дыхательные пути надставной трубы – «резонатор».

В исследованиях последних десятилетий сопоставление анатомических критериев с данными практики позволяет не преувеличивать значение анатомического строения в певческом процессе. Специальная физиология голоса отстает от общей физиологии, подобно тому как специальная анатомия голоса отстает от общей. За последние десятилетия общая физиология успешно продвигается по пути целостного изучения человека и физиологического раскрытия психических явлений (сознание, эмоции). Здесь важно подчеркнуть то принципиальное различие в отношении к психике человека, к его субъективным состояниям, которое существует в данное время в общей физиологии и специальной физиологии пения. Общая физиология в последних работах наиболее крупных и передовых представителей, опираясь на громадный фактический материал, все более настоятельно говорит о необходимости учета влияния психики на физиологию человека.

Для настоящего времени характерно известное «отрезвление» части педагогов-вокалистов, которые начинают сознавать, что естественнонаучные знания могут принести громадную пользу практике лишь при условии их тесной связи во всех вопросах с музыкой, психологией и педагогикой, то есть с творческими и вокально-техническими задачами.

В современной физиологии явно наметилась общетеоретическая перестройка, ведущая к историзму, к синтезу фактического материала, к признанию обобщающей роли теории и решающего значения ее связи с практикой. Пересматриваются также вопросы взаимоотношения физиологии и психологии, роль социальных моментов и т. д. Поэтому общая физиология, не уделявшая специального внимания пению, в ряде вопросов, интересующих вокально-педагогическую теорию, идет впереди специальной физиологии голоса. Это дает возможность уже теперь обогащать теорию пения новыми данными науки, которые должны обогатить и вокально-педагогическую практику.

Вопросы акустики человеческого голоса всегда тесно связывались с его физиологией. Это видно по огромному массиву работ, начиная с глубокой древности (Аристотель, Гиппократ) и заканчивая работами начала XIX века. При этом основное внимание исследователей всегда было направлено на изучение речи.

В первых попытках построения теории гласных и в ходе дальнейших исследований вопросы физиологии и акустики идут рядом. Так, в классических работах Г. Гельмгольца физиология голоса и его акустика, кроме прочего, связываются с физиологией и психологией слухового восприятия.

Психология пения – область малоизученная, поскольку интересуется преимущественно человеческой речью. Внимание исследователей направлено на интеллектуальную сторону психики поющего (восприятие, воспроизведение музыки, память, узнавание и воспроизведение интервалов, ритмики, гармонии, точность интонирования и т. д.).

29 Дек 2023 в 11:23. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв