Просмотров 30

В ХХ веке специальная работа по исследованию психологии, связанной с пением, велась психологом и вокалисткой Л. Благонадежиной. Уже кандидатская диссертация исследовательницы («Психологический анализ слухового представления мелодии») подводит к специфическим вопросам пения, приближается к раскрытию соотношения между сознанием и эмоциональной стороной психики в процессах вокального обучения и исполнительства.

Само собой разумеется, что изучение и обобщение опыта виднейших мастеров педагогики и исполнительства, наряду с музыкально-педагогическим исследованием обучающихся пению, могло бы дать богатейший материал для изучения психологии певца. Как уже говорилось выше, для современной общей физиологии характерна тенденция связывать физиологию с психологией, а последнюю – с конкретной социальной жизнью.

За последнее время в общей физиологии отношение к психике, к объективности и научности психологических данных определенно изменилось. Однако эти изменения наметились уже в начале столетия. Так, например, в журнале Il Mondo Artistiko были опубликованы результаты исследований, проведенных английским ученым д-ром Ллойдом, природы голоса Энрико Карузо, находившегося тогда в зените славы. Отмечая уникальные анатомо-физиологические данные певца (необыкновенный объем легких, сочетание большей длины и мощности голосовых связок с изумительной быстротой их вибраций, интенсивное резонирование костяка и т. д.), Ллойд, тем не менее, вынужден был признать, что тайна вокального искусства Карузо не может быть полностью объяснена особенностями его организма и великий певец «помимо этих особенностей, обязан еще чему-то другому, дающему ему возможность достигать изумительной округленности и широты в нижних звуках, блеска и силы на высоких нотах» и позволяющему «достигать высшего совершенства в его неподражаемом, прославленном всюду пении» [7, с, 46].

Достаточно длительное время и многочисленные исследования в области физиологии и акустики потребовались для осознания того, что результаты процесса вокального исполнительства достигаются преимущественно средствами волевого и подсознательного управления певцом своим голосом. Первопроходцем в области взаимосвязей психологии и физиологии в отечественной науке стал Д. Аспелунд, который впервые поставил проблему их соотношения. В своем диссертационном исследовании он отмечал, что «специальная психология пения разработана крайне слабо, благодаря чему из теории пения выпало то звено, которое связывает естественнонаучные знания о певческом голосе с практикой педагогики и исполнительства; практика же вокальной педагогики, шагу не могущая ступить без психологии, чисто эмпирически находила и использовала некоторые психологические закономерности» [1, с. 338].

Аналогичную мысль высказывает и народный артист Р. Озеров: «Нельзя не указать, что подготовительным моментом в процессе голосообразования является момент нервно-психический, представляющий собой сложнейший психофизиологический акт, акт, совершающийся мгновенно, вне поля зрения, и потому не учитываемый акустико-ларингологическим подходом к певческому голосу» [Цит. по: 5, с. 276].

Внимание на психическом аспекте вокального исполнительства сосредоточивает и Л. Дмитриев в последнем издании своего фундаментального труда «Основы вокальной методики» [3], а также в небольшой, но достаточно подробной статье «Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике» [2]. Автор изначально заявляет: «В нерасторжимом единстве выступают сознательное и подсознательное в процессе исполнительской деятельности», отмечая далее: «…музыка понимается не столько сознанием, сколько интуитивно, как язык наших чувств. Музыкальное мышление только частично совпадает с понятийно-логическим. Музыка лишь в небольшой степени укладывается в словесные формулировки. Она усваивается больше подсознательно, создавая у слушающего соответствующее настроение, переживание, вызывая определенные ассоциации. Поэтому важно почувствовать музыкальное содержание, и из его интуитивного постижения возникнут многие исполнительские задачи» [2, с. 141].

29 Дек 2023 в 11:23. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв