Просмотров 39
Отталкиваясь от теории установки Д. Узнадзе, Л. Дмитриев полагает, что процесс вокального исполнительства у певца, который мастерски владеет техническими вокальными приемами, практически полностью подсознателен. Уже при зрительном восприятии текста музыкального произведения – в его синтетическом единстве слова и музыкальной составляющей – певец, отталкиваясь от эмоциональной составляющей, выбирает выразительные средства. Поэтому «певец, свободно владеющий своим голосом, уже достигает определенного исполнительского эффекта, даже если он просто добросовестно выполнил все указания композитора. <…> Если замысел исполнения, сверхзадача всегда осознаны артистом и могут быть выражены словами, то процесс их воплощения прежде всего связан с активностью подсознательного, с интуицией, с глубоким эмоциональным погружением в исполняемое. Именно подсознание при каждой пробе исполнения осуществляет поиск адекватного воплощения творческих замыслов» [Там же, с. 142].
Развивая идеи К. Станиславского, исследователь отмечает, что полное перемещение внимания певца на задачи воплощения образа возможно только при наличии вокальных навыков, доведенных до автоматизма. Лишь в этом случае голос вокалиста является инструментом, способным максимально гибко реагировать на эмоциональные состояния. Несомненно, ярчайшим образцом такого владения психологическими и техническими приемами был и остается Ф. Шаляпин. Наиболее важные и принципиальные положения вокального метода Шаляпина базировались на принципах вокальной методики, унаследованной вокалистом через своего единственного непосредственного учителя Д. Усатова от выдающегося мастера Ф. Ламперти во время обучения в Тифлисе.
Среди таких принципов можно отметить: обязательную тщательную проработку материала всего произведения (Ф. Шаляпин, как правило, знал весь материал оперы наизусть); акцент на анализе партии в целом, выделении основных смысловых мест с целью грамотного и экологичного распределения вокальных сил. Развитие вокально-технических навыков происходило на основании разработанной системы упражнений, при постоянном контроле дыхания и пении в максимально расслабленном состоянии. Большое внимание уделялось анализу соотношения вокального и поэтического текста, а также их влиянию на движения голосового аппарата. Огромное значение Ф. Шаляпин придавал анализу взаимодействия вокального и поэтического текста на смысловом уровне с целью обнаружения взаимосвязи воплощенных в музыке эмоций.
Гениальное новаторство Ф. Шаляпина проявилось в создании синтетического подхода к трактовке роли; вокалист осознавал необходимость работы не только над вокально-исполнительской стороной интерпретации партии, но и над ее актерски достоверной трактовкой; технология создания сценического образа была тщательно проработана им и вылилась в создание целостной системы, объединяющей вокальное и сценическое мастерство. Именно эта система послужила основанием для определения К. Станиславским принципов вокальной психотехники, и сейчас эти принципы тщательно исследуются и применяются на практике ведущими мастерами оперного искусства.
На наш взгляд, наиболее подробно и глубоко эту проблему освещает В. Юшманов [7]. Остановимся на рассмотрении ключевых проблем, затронутых исследователем. Основной раздел исследования В. Юшманова «Вокальная техника и ее парадоксы» посвящен детальному рассмотрению психотехники оперного пения. Автор рассматривает психику как «иерархически высший уровень системы саморегуляции энергетики человека» [7, с. 49], понимая под «энергетикой фонационного процесса… частное проявление работоспособности певца – работу, в результате которой возникает певческий голос» [Там же].
Отталкиваясь от данного определения, автор предлагает конкретные приемы работы над вокальной техникой, исходя из совершенствования внутренней техники работы над певческой фонацией. Причинами эффективности именно такого подхода В. Юшманов считает, прежде всего, невозможность достичь эталонного звукообразования на основании лишь слуховых впечатлений, скрытые возможности голоса начинающего певца, которые не всегда предсказываются даже опытными педагогами, а также субъективность восприятия своего звучания «изнутри», обусловленную физиологическими особенностями вокального аппарата. В результате кропотливой работы над осознанием особенностей работы собственного голосового аппарата и может возникнуть то индивидуальное звучание голоса вокалиста, которое совмещается с эталонными критериями – тембральной ровностью, подвижностью и т. д.
Опираясь на многочисленные высказывания крупнейших вокалистов о доминировании слухового контроля над субъективными чувственными, физическими ощущениями во время пения, которые практически невозможно выразить в вербальной форме, В. Юшманов, тем не менее, отмечает значимость этих ощущений и богатейшие возможности интроспекции. Профессиональный вокалист, по его мнению, «имеет уникальную возможность чувствовать и оценивать со стороны внутреннюю (в том числе – незвучащую) работу своего инструмента и непосредственно – без участия рук и использования каких-либо приспособлений – изменять внутренние условия и энергетический режим этой работы путем коррекции идеальных программ будущего действия» [7, с. 69]. Субъективные физические ощущения становятся, с одной стороны, способом диагностики и оценки внутреннего состояния исполнительского аппарата, а с другой – основой для выработки собственных вокально-технических приемов.
29 Дек 2023 в 11:23. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.