Просмотров 13

УДК 791.43.049.1.067

 И. А. Сержантова

Основная проблема исследования живописного произведения – определение характера его построения, формальных свойств, соответствующих сложному замыслу и способных оказывать воздействие на зрителя. Выдающийся русский писатель и мыслитель Л. Н. Толстой определяет свойство (возможность и задачу) предметной реалистической живописи передавать содержание знаками, придавая символический смысл всем элементам композиции в их взаимодействии и соотношении со свойствами изобразительной плоскости. Проникая в художественный образ, созданный художником, мы должны стремиться «устранить помехи, в том числе и наши „ассоциации”, не обоснованные содержанием образа» [2, с. 226]. В то же время прочтение содержания произведения происходит благодаря осознанию средств воплощения замысла, чему может способствовать предлагаемый анализ.

Задача анализа произведения состоит не в создании варианта прочтения его образного содержания, выразившего сложные понятия и философские идеи, а в определении найденных автором средств выражения этих идей. По мнению теоретика искусства Н. Н. Волкова, анализ композиционных форм живописи недостаточно представлен в общей эстетике и истории живописи [2, с. 8–11]. С тех пор не только утрачен интерес к сюжетной картине, ее созданию и теории, но возникли формы деятельности с целью визуального воздействия, не имеющие отношения к изобразительному искусству.

Картина И. И. Левитана «Над вечным покоем» демонстрирует выразительные свойства неизобразительных средств, начиная с конструкции композиции и завершая контрастным сопоставлением всех элементов, обретающих свойство драматического взаимодействия символов. Актуальность темы нашего исследования определяется необходимостью привлечения внимания к творчеству художника, который создал обобщенный пейзаж средней полосы России, воспринятый соотечественниками не только как воплощение русской природы в живописи, но и как образ Родины, а также потребностью в расширении средств общения с картинной формой изобразительного искусства, способствующей формированию «личностного отношения к миру с образованием сферы межличностного общения» [3, с. 48].

Из переписки И. И. Левитана с П. М. Третьяковым известно, что художник придавал особое значение картине «Над вечным покоем», несмотря на значительное количество произведений, уже представляющих его творчество в галерее. В книге «Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя» С. М. Даниэль определяет задачи зрителя следующим образом: «Если художник стремится дать идее зримо-материальное воплощение, то зритель „развоплощает” произведение, актуализируя в нем то, что внятно его сознанию, вкусу, настроению, интересам» [Там же, с. 50]. Произведение Левитана получило в основном положительную оценку современников, но были и отрицательные отзывы. Н. Н. Волков указывает на зависимость качества общения с искусством «от яркости и глубины мысли художника, от его восприятия мира. От того, насколько они выражены в картине, что, в сущности, и свидетельствует о яркости образной мысли художника… От возможности понять художественный язык, от понятности самой речи художника и от близости зрителю его идей, чувств и представлений» [2, с. 226]. И, что особенно важно, художник-теоретик конкретно определяет возможные причины непонимания: «Невнятность языка художника, утраты, которые причинило картине время или условия экспозиции, неподготовленность зрителя или отталкивание его от далеких ему по духу образов» [Там же]. Различный уровень возможности общения с искусством объясняет варианты оценки произведения.

Анализ картины определяет: 1) смысловое значение изображенных на ней элементов; 2) характер взаимодействия элементов картины и воздействия образов; 3) особенности композиционного построения и выразительных средств произведения (конструкция, структура, перспектива, тональность, степень контрастности и виды контрастов, преобладающие формы и ритмы, акценты, композиционный и смысловой центр, их взаимодействие, средства соподчинения); 4) творческий метод, сопоставление вариантов прочтения произведения с замыслом автора, условиями формирования и воплощения идеи.

29 Дек 2023 в 10:04. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв