Просмотров 20

Смысловой центр не совпадает с композиционным. Предельная точка прямой, определяющей направление движения Земли за горизонт, является смысловым центром картины, выражает стремление к движению в недосягаемое, к отдаленной цели, подверженной влиянию темных и светлых сил. Максимальное давление темных сил действует по вертикали от вершины грозовой тучи на точку устремления на горизонте. Ось движения Земли направлена через остров к краю Земли на горизонте и на край формата, ограничивая движение горизонтальных ритмов в облаках. Смысловой центр определяется пересечением 4 структурных линий: 1) оси движения холма с погостом параллельно восходящей диагонали формата; 2) вертикали от вершины грозовой тучи вдоль квадратного облака; 3) зрительной оси, направленной левым нижним краем силуэта грозовой тучи до пересечения с линией горизонта; 4) линии горизонта. Третья зрительная ось при продолжении вверх упирается в точку пересечения вертикальной оси симметрии формата с верхней рамой. Вертикаль от вершины грозовой тучи закреплена центром массы острова на озере. Храм – знак Земли, воплощенное представление о гармонии, противостоящей хаосу природной стихии, непрерывности движения и пространства. Если Земля устремлена к недосягаемой цели уходящего горизонта (смысловому центру), то Храм обращается к силам небесным, конус его воздействия обращен ввысь, расширяясь в безграничном пространстве.

Зрительные связи пронизывают всю изобразительную плоскость, ритмически связывая элементы картины между собой и со структурой формата (диагоналями и осями симметрии). Зрительные связи объединяют элементы картины по признаку тона. Темный силуэт грозовой тучи противопоставлен силуэту Земли по восходящей диагонали. Ритмический повторение силуэтов группы деревьев Земли параллельно левому верхнему краю силуэта грозовой тучи, осуществляя зрительную связь с ее вершиной, от которой спускается вертикаль на линию горизонта. Активность тона и устремленность силуэтов деревьев вверх, по восходящей диагонали, противопоставлена массе грозового облака. Верхний фрагмент грозового облака вписывается в квадрат неустойчивого положения. От его вершины исходит вниз, на Землю, выходящее за формат картины конусное излучение, демонстрируя угрожающую мощь темных сил стихии. Зрительная связь Земли и точки устремления на горизонте осуществляется продолжением оси симметрии силуэта Земли до линии горизонта через остров, тормозящий движение, но дающий передышку в движении к цели.

Горизонтальные облака своим ритмическим движением слева направо символизируют непрерывность Времени. Гладь воды подвижна, как в день творения. Силуэты светлой воды озера и острова образуют дугообразные линии, формирующие объем – образ Планеты. Линия горизонта от левого края формата опускается вниз относительно горизонтальной оси симметрии, что при явно плоском рельефе местности создает впечатление фрагмента громадной планеты, бесконечности и непрерывности пространства. Гладь озера, при ее нерасчлененности, не только путь преодоления, она превращается в Бездну – символ Бесконечности. Главенствующее значение данного символа определяет положение в формате, совпадающее с центром остановки внимания на изобразительной плоскости. Движение более светлых ближних облаков – слева направо. Темное грозовое облако – символ темных сил – своим силуэтом Крылатого зверя влетает в формат справа налево и повторяется трансформированным уменьшенным силуэтом на выходе из формата у левого края рамы. Темные силы справа входят в формат картины аналогично сценическому отрицательному герою. Зеркальное повторение силуэта Земли в просвете неба – символ Надежды. Символическое значение можно обнаружить и в кажущемся изменении тона. Когда полупрозрачное бесформенное светлое облако уходит с темного фона на светлый просвет неба, в контрасте с фоном оно приобретает более темный, мрачный оттенок. Содержание выражают не только сами изобразительные элементы, наделенные значением символов, – они оживают и обретают смысл в движении и взаимодействии, в способах группирования, в пространственном расположении, во взаимодействии с символической структурой плоскости формата.

При видимой подвижности всех форм в построении композиции возникает ощущение простоты восприятия и музыкальности благодаря строгой ритмической системе, целостности и соподчинению. Восходящие диагонали зрительных связей характерных точек силуэтов форм создают впечатление единства структуры, подчиненной динамике. Восходящие диагонали зрительных связей параллельны диагонали формата и левой стороне силуэта – доминирующей формы в данной структуре – грозовой тучи. Восходящей диагональной структуре противостоит нисходящая. Ее направление совпадает с нисходящей диагональю квадрата, вписанного в формат картины. Квадрат образован высотой формата изобразительной плоскости. В нисходящей структуре доминирует правая сторона силуэта грозовой тучи. Образуется зрительная сетка с уравновешенной ритмической структурой и преобладающим значением восходящих линий. Силуэт грозовой тучи вписывается в заданную структуру, ритмически повторяя диагональ всего формата и диагональ вписанного в формат картины квадрата. Структурная сетка, образованная пересечением линий зрительных связей, обладает свойством непрерывного распространения за пределы формата. Целостная завершенность и единство композиционного построения достигается уравновешенностью разнонаправленных движений, равновесием тональных масс – Земли и грозового неба, в своем противостоянии создающих силовое и смысловое поле, точку опоры, которая является центром пространственной конструкции, изображенной на плоскости картины. Объединяющим элементом разнонаправленных движений неба является дугообразная форма полупрозрачной облачности на светлом фоне в верхней части формата.

Произведение создано на основе большого объема натурного материала – этюдов пейзажей средней полосы России и конкретного места в Тверской губернии у озер Островно и Удомля. Замысел картины, судя по названию, данному художником, необычен. Мотивы реальных пейзажей послужили поводом для философского обобщения представлений о главных вопросах мироустройства и месте человека в этом мире.

В картине элементы пейзажа приобретают символическое значение. Автор определяет последовательность зрительского восприятия элементов полотна, выстраивает зрительные ритмические связи, облекая интуитивное прозрение в логику геометрии. Несмотря на продуманность схемы, ритмическое обобщение – присутствие дугообразных линий, формирующих силуэты очертаний земли и воды, – произведение реалистично. По особенностям конструктивного построения его нельзя отнести к декоративному стилю модерн. Автор не повторяет формальные приемы стиля. Здесь наличие дугообразных линий вызвано необходимостью создания образа Планеты. По высказыванию самого И. И. Левитана, данный пейзаж-картина максимально раскрывает индивидуальность автора, его мироощущение и представление о мироустройстве. Одухотворенность природы выражена взаимодействием символов, значение которых определяется характером форм и положением в пространстве образно-смысловой конструкции.

Произведение стало итогом творческого опыта мастера, воплотив его представление об исключительной особенности русской природы – быть вдохновением для «настоящего» пейзажа. Неповторимость авторской индивидуальности не позволяет ограничить творчество живописца рамками направления или стиля. Современник художника М. В. Нестеров считал, что Левитан был «реалистом» в глубоком, непреходящем значении данного слова, реалистом не только формы, цвета, но и духа темы, нередко скрытой от нашего взгляда. Авторский стиль И. И. Левитана расширяет наши представления о возможностях реализма. Интуитивное прозрение, склонность к созерцательности, эмоциональному восприятию состояний природы и осмыслению виденного в обобщении позволили художнику выразить собственный чувственный опыт в произведении, обладающем особенной силой воздействия благодаря рациональному подчинению всех выразительных средств замыслу. Найденные им формальные выразительные средства в произведении «Над вечным покоем», не разрушая представлений о реальности, могут стать поводом для размышления – зримым воплощением отвлеченных идей. Экспрессия произведения – сила его воздействия – строится на напряженном взаимодействии форм. «Когда динамические силы истолковываются нами как символы, формирующие человеческую судьбу, тогда выразительность предполагает еще более глубокое значение» [1, с. 386].

29 Дек 2023 в 10:04. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв