Просмотров 53
Картину «Над вечным покоем» И. И. Левитан создавал в 1893–1894 годах. Произведение выполнено маслом на холсте размером 152х207,5 см. Находится в Третьяковской галерее. Работа написана в жанре пейзажа. Стилистически относится к реализму. Характерная особенность произведения – распространяющаяся композиция, где основные членения представляют собой горизонтальные линии, а именно: небо и земля в соотношении по вертикали формата 11:9. Преобладающее небо, благодаря наполненности многообразием форм и движений, производит впечатление более значительной части формата. В вертикальных членениях вертикаль креста храма, не совпадающая с вертикальной линией золотого сечения, сдвинута влево (см. ил. 1). Зрительная вертикаль от вершины грозового облака сдвинута вправо от линии золотого сечения, что придает горизонтальную подвижность формам, выражающим основной конфликт. Равновесие основных масс – холма с храмом и грозового облака – осуществляется в пространстве по восходящей диагонали, идущей слева направо вверх. Линия горизонта завышена. Холм возвышается над водой, как над бездной, не поддающейся измерению. Благодаря найденному динамичному равновесию разнонаправленных движений в небесном пространстве и уравновешенной динамичности силуэтов форм членений земли и воды композиция приобретает целостность. Пространственность решения выражена линейной и воздушной перспективой. Непрерывная открытая линия горизонта производит впечатление глубокого и расширяющегося пространства.
Композиция произведения выражает взаимодействие сил Земли, Света и Тьмы. Композиционный центр можно определить как точку, объединяющую части композиции с их характеристикой (пластической, тональной, ритмической) в зоне притяжения внимания над геометрическим центром картины. Точка взаимодействия тяжести масс является центром равновесия изобразительной плоскости и находится в геометрическом центре картины на проходящей через крест храма восходящей диагонали формата. Точка равновесия в пространстве находится выше геометрического центра по направлению восходящей диагонали изобразительной плоскости – уравновешивает массы форм, символизирующих противостояние сил Земли, Света и Тьмы – косогор с храмом внизу слева и темную грозовую тучу вверху справа. Просвет в небе, раскрывающийся над храмом в виде чаши или перевернутого конуса, и силуэт озера объединяются светлотой цвета. Просвет над храмом воспринимается как излучение, исходящее от вертикали креста, обращение к силам небесным в бесконечность небесного свода и в то же время как силуэт чаши – символ неотвратимости судьбы. Темное грозовое облако символизирует вторжение враждебных сил благодаря устремленности справа налево и напоминает силуэт грандиозного Крылатого зверя, подавляющего своей массой островок земли.
Основные членения построены на аналогиях и контрастах. Силуэт земли – форма перевернутой чаши – повторяет силуэт просвета в небе. Контраст темного и светлого – противопоставление Земли и Неба. Совокупный силуэт темной части грозового неба зеркально повторяется в светлом силуэте озера. Ось зеркального отражения – линия горизонта. Повторение формы силуэтов при противоположном тональном контрасте – это не только формальный прием организации плоскости, но и возможность выражения смысла в таком сопоставлении. В построении конструктивной схемы горизонтальная ось зеркальной симметрии объединяет горизонтальное ритмическое движение в облаках. Динамичность общего силуэта темного грозового неба и светлой плоскости озера выражена динамичностью (усилением, нарастанием) масс слева направо. Движение слева направо выражает продолжение, стремление в будущее. Динамичность конструктивной схемы и масс, контрастирующих по тону, воспринимается как угрожающее нарастание противостояния светлых и темных сил не только в пространстве, но и во времени.
Равновесие осуществляется в плоскости и пространстве. Темный силуэт Земли на первом плане слева уравновешен по диагонали большой массой грозового облака в верхней правой части формата на третьем плане. Светлый просвет в небе – слева вверху – уравновешен светлой массой озера справа внизу. Динамичное равновесие по восходящей диагонали сочетается с равновесием левой верхней и правой нижней частей картины по нисходящей диагонали, с повторением силуэтов в поворотной симметрии.
29 Дек 2023 в 10:04. В рубриках: Эстетика. Автор: krisВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.