Просмотров 53

Динамичность масс и выражение движения в пространстве – характерное свойство всех элементов картины. Исключение – Храм, выражающий двойственность объединением устойчивости, покоя статики и устремленности вверх по вертикали. Земля вписывается в форму горизонтально лежащей параболы с осью, направленной в глубину пространства параллельно восходящей диагонали в плоскости формата до пересечения с линией горизонта. Потенциальное движение выражено динамичностью формы, ее устремленностью по восходящей диагонали и положением в плоскости формата – позицией начала движения, так как «динамичная устремленность форм определяет направление движений масс, несмотря на положение в формате» [4, с. 32]. На точку устремления земли на горизонте указывает и зрительная вертикаль, падающая от вершины грозового облака до линии горизонта параллельно вертикальной стороне более светлого квадратного облака. Подвижность облака определяется положением в плоскости формата, указывающим на движение слева направо. Точный характер движения этого облака передает определение «напирать, теснить» [5, с. 18, 142]. Здесь движение происходит параллельно плоскости формата. Возникает конфликт светлых и темных сил, выраженный тональным контрастом и контрастом направлений. Положительные светлые силы входят слева направо, а отрицательные, темные – справа налево, получая развитие в повторяющемся силуэте Крылатого зверя. Движение квадратного, более светлого облака усиливается горизонтальным ритмом динамичных облаков ближнего плана. Горизонтальное разнонаправленное движение сил небесных символизирует борьбу и взаимодействие светлых и темных сил.

Выразительность строится на аналогиях и контрастах. Сложная подвижность грозового неба контрастирует с нерасчлененной динамичной массой озера и потенциальным движением земли к точке устремления на горизонте. Геометрические формы Храма контрастируют с нерегулярными силуэтами пейзажа. «Правильность формы отражает особую роль здания (храма) как надежного, прочного средства защиты людей и подчеркивает его не природный, а искусственный характер, разграничивая тем самым природу и человека» [1, с. 142]. Зеркальное повторение силуэтов основных членений – земли в просвете неба и грозовой части неба в водной глади озера не только композиционный прием, но возможность создания смысловой конструкции повторением форм и столкновением противоположностей, выраженных тоном, фактурой, структурой, функцией. Не диалог, а конфликт выражен в противопоставлении земли, несущей Храм, и темных сил. Вертикальная ось Храма повторяется силуэтом квадратного светлого облака, противостоящего своим движением силуэту грозового облака. Все в движении и взаимодействии: Храм обращается в небесную высь, и Земля, несмотря на угрозу, движется к невидимой цели за горизонтом, преодолевая бесконечность Озера.

29 Дек 2023 в 10:04. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв