Просмотров 43

Проблема изучения роли диалога в глобализирующемся мире относится сегодня к ряду основополагающих как в отечественной, так и в зарубежной социогуманитарной науке. Это подтверждается исследованиями философского, политического, культурологического, лингвистического, религиоведческого, правового плана, начавшимися в конце ХХ и в первое десятилетие XXI вв.  [20; 27; 29]. Неслучайно ярким проявлением этого процесса являются Лихачевские чтения, история которых началась в 1995 г., а с 2007 г. они посвящены различным аспектам диалога.

За последние годы в истории философской мысли теория диалога культур приобрела новое звучание, что обосновано осмыслением глобализирующегося общества. Это отражено в работах О. Н. Астафьевой, А. А. Гусейнова, М. С. Кагана, А. С. Колесникова, В. М. Межуева [1; 2; 10; 11; 16–19; 24] и др. Представляют научный интерес публикации, где рассматриваются вопросы диалога в поликультурном обществе; развитие цивилизаций в глобализирующемся мире; где представлен анализ динамики ценностей современной цивилизации, так как глобализация, будучи сложным, а порой и противоречивым явлением, актуализирует вопрос о статусе системообразующих ценностей, акцентируя внимание на вопросе о толерантности [14; 18]. В фундаментальных исследованиях раскрыты мировоззренческие, социальные, экономические, политические проблемы, проанализирована проблема диалога культур в условиях глобализации [13]. В работах О. Н. Астафьевой, А. С. Ахиезера, У. Бек, Х. Э. Мариносян, А. С. Панарина, М. Т. Степанянц, А. Н. Чумакова глобализация представлена как комплексная, системообразующая [1; 2; 3; 5; 9; 22; 23; 26; 30; 33], что позволило осмыслить суть проявления диалога культур в виде политического диалога. В трудах ИФ РАН представлено осмысление социально-политического, психологического аспектов глобализации, что позволяет на основе комплексного междисциплинарного подхода обращаться к осмыслению социально-политических, психологических аспектов глобализации, предложить теоретические решения, которые намечают перспективы исторического развития России в режиме диалога культур [28]. Объектом специального исследования в некоторых работах становится и сам феномен политического диалога [24; 34; 36], исследование которого немыслимо без актуализации его принципов, которые можно осмыслить через проблему толерантности, представленную в работах А. А. Гусейнова, Х. Э. Мариносяна  [11; 23]. Стоит заметить и то, что изучение такого института политического диалога, как ШОС, в научной литературе началось с рассмотрения аспектов стратегии и тактики деятельности организации, с проблем международного сотрудничества, вопросов безопасности. Однако круг философских исследований, определяющих особенности ШОС как политически институализированной формы культурного диалога, в настоящее время довольно ограничен.

18 Апр 2019 в 13:16. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв