Просмотров 58

Фундаментальная онтология Хайдеггера посвящена бытию, существованию, сущему, отличию бытия от сущего (так называемой онтологической дифференции), разным видам бытия (модусам бытия), а также не-сущему, не-бытию, ничто. Все эти вопросы Хайдеггер увязывает с существованием человека, показывая, как онтическая структура мира выходит на свет, то есть проявляется в формировании человеческой экзистенции. Рассмотрим основной подход Хайдеггера к этому вопросу.

Существует камень, и существует человек. Но камень и человек существуют по-разному, поскольку у человека есть сознание, разум, мыслящая душа, индивидуальность, которых нет у камня. Камень существует как наличное бытие. Человек тоже в некотором аспекте существует как наличное бытие, однако это не тот аспект, которым должна заниматься философия, поскольку он не выявляет сущности человека. По Хайдеггеру, разница между наличным бытием и бытием человека настолько велика, что эти виды существования нельзя даже называть одним словом. Поэтому камень существует, а человек экзистирует. Этот глагол восходит к латинскому схоластическому термину «экзистенция» (существование) и может переводиться на русский неологизмом «бытийствовать». Итак, человек экзистирует или бытийствует, в то время как камень существует в модусе наличного бытия.

Теперь зададимся вопросом, что такое человек? Хайдеггер считает, что каждый философский термин должен быть семантически прозрачен, а этимология немецкого Der Man столь же темна и непонятна, сколь и этимология русского «человек». Использовать такой неопределенный термин в столь точной науке, как философия, невозможно. Хайдеггер предлагает заменить его на более понятный, сконструированный им самим. Это и есть знаменитый хайдеггеровский дазайн.

Дазайн, по-немецки Dasein, слагается из двух немецких слов: Da – местоимение «вот, здесь» и Sein – глагол «быть». Dasein переводится по частям как вот-бытие и здесь-бытие. Некоторые считают, что невозможно адекватно передать смысл немецких семантем и всё то, что Хайдеггер вкладывал в это понятие, потому оставляют Dasein и дазайн. Другие же философы пытаются перевести термин понятным русским языком и для этого используют эквивалент «присутствие». Человек всегда существует, присутствуя где-то, другими словами, вот-бытие экзистирует в модусе присутствия.

А. Г. Дугин в своей книге «Мартин Хайдеггер. Последний бог» рассматривает русский дазайн и предлагает отличать его от европейского. Введённый Хайдеггером термин Dasein относится к европейскому человечеству, а русский вариант нужно называть дазайн. Они имеют разные характеристики [4, с. 349 и сл.]. На этом различии мы сейчас останавливаться не будем и передадим хайдеггеровский термин словом «дазайн», переводом «присутствие» или конструкцией «вот-бытие».

Для характеристики материальных предметов, объектов неживой природы, сущего, которое существует в модусе наличного бытия, используются десять категорий, которые ввел в философию еще Аристотель, а именно: субстанция, количество, качество, отношение, пространство, время, состояние, обладание, действие, претерпевание [2]. Хайдеггер показывает, что дазайн нельзя характеризовать теми же категориями, что и наличное бытие, то есть категории Аристотеля неприменимы. Настолько неприменимы, что нужно вводить новый термин, который фиксировал бы эту разницу. И этот новый термин – экзистенциал. Наличное бытие характеризуют категории Аристотеля, а вот-бытие характеризуют экзистенциалы.

Хайдеггер анализирует присутствие и находит следующие экзистенциалы: расположение, понимание, падение, которые в свою очередь могут модифицироваться. Расположение может выступать как страх, радость, доверчивость-к-миру. Понимание может выступать в модусе толкования или речи. Падение выступает как толки, любопытство, двусмысленность, брошенность. Базовый экзистенциал вот-бытия, в котором фундированы все остальные, это забота. Вот-бытие всегда чем-то озабочено и иначе не может экзистировать.

19 Окт 2022 в 11:55. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв