Просмотров 69
УДК 37.01
А. А. Звонок, Н. С. Звонок
Философские традиции сильны и многообразны. Мы размышляем философски, опираясь на различные философские школы. Если нам незнакома система, это не значит, что ее нет. Она, бесспорно, существует. Анализируя содержание своего сознания, мы замечаем все мысли из багажа истории философии и богословия.
По результатам социсследований, проведенных в начале 2022 года сервисом SuperJob, почти четверть граждан Российской Федерации убеждены в прочных основаниях российской науки. В опросе также были использованы материалы, касающиеся в целом отношения к науке, например, какими качествами должен обладать идеальный ученый. На этот вопрос были даны следующие ответы: целеустремленность (28 % опрошенных), интеллект и нестандартное мышление (26 %), интерес к науке (18 %), постоянное саморазвитие и хорошее образование (по 17 %). Каждый одиннадцатый респондент (9 %) отметил как важное качество честность [12]. Целью статьи является ответ философской антропологии на вопрос: каких открытий мы честно ждем от философии?
О современной философии метко рассуждает в работе «Введение в неклассическую философию» Д. Гаспарян, который пишет, что жизнь или смерть философии диагностируется по ответу на два вопроса: есть ли прогресс в философии и способна ли она породить нечто новое [1, с. 350]. Однако иногда возвращение к традициям, истории и культуре может быть настоящим гражданским подвигом. Неслучайно Хайдеггер считал, что иногда гораздо более смелым является умение не сказать нечто новое, а не побояться вернуть взор и мысль к старому. При таком подходе мы должны понять, что многочисленные конференции и конгрессы, философские статьи либо пересматривают уже известные точки зрения в философии, либо демонстрируют, что в философии уже отсутствует творчество, «и разговоры о ее смерти уже не являются просто эпатажным жестом», как утверждает философ Н. А. Терещенко [13].
Еще с точки зрения Сократа, если человеку присуща ведущая роль в определении будущего мира, он не должен забывать о добродетелях, главной из которых философ считал нравственность и путь ее достижения – сознательное стремление к улучшению жизни для себя и других. Это учение вполне cогласуется с пониманием человеческого бытия как «наброска к своим возможностям» у Хайдеггера [15].
Если допустить, что сущность человека – «вот-бытие», то человек «заброшен» в бытие [Там же, с. 9]. По мнению Хайдеггера: «…бытие здешности… понимая, может сказать себе самому: „Будь тем, что ты еси”» [Там же, с. 6]. Осуществление «набросков» может быть как подлинным, так и не подлинным, «осмысленным или бессмысленным», где смысл – это сущность бытия.
М. Фуко отмечает, что на Западе есть значительные сложности с определением сущности человека: как ему жить, какую этику исповедовать и т. д. [14, с. 151–152]. В России же о том, что такое русский человек, о смысле существования и его предназначении размышляли русские писатели и философы на протяжении всего существования русской культуры, литературы и философии.
В современном обществе, не имеющем духовных и ценностных ориентиров, происходит трансформация в общество потребления, где все превращается в симулякры – призрачные ценности. В таком обществе образование становится сферой предоставления образовательных услуг [10]. Налицо в современном информационном обществе потеря человека и его сущности, самого человеческого образа, опирающегося на ценности.
19 Окт 2022 в 12:00. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.