Просмотров 84
УДК 18.78.01
Л. А. Воротынцева
Вот вечный зов, который каждый слышит,
Вот ключ ко всем загадкам бытия…
В. Сидоров
Музыкальное искусство находится в орбите действия фундаментальных законов Универсума, опосредующих структуру и алгоритм существования временной музыкальной действительности. Культура настоящего времени порождает современные музыкальные практики и формы композиторского мышления, непосредственно выражающиеся в новационных музыкальных экспериментах и арт-акциях. Музыкальный язык современности как сущностное ядро музыки, как особый способ освоения мира определяет предпосылки и условия возникновения музыкальной коммуникации нового времени. В связи с этим авторское мышление как отражение реальной действительности претерпевает влияние новых стилей и форм выражения. Творчество каждого автора отныне является индивидуализированно концептуальным и требует специфической методологии, анализа зрительного и аудиального материала.
XXI век – это эпоха метамодерна, а композиторское творчество по своей сути метастилистично. В целом можно сказать, что большинство композиторов-академистов устремляют свои поиски в пространство метафизики. К таковым относится Г. Толстенко. В связи с этим актуальность представленного исследования обусловлена прежде всего тем, что оно направлено на разработку универсальных категорий анализа современного нотного текста, раскрывающего мировоззренческую позицию автора. В свою очередь цель – проанализировать партитуру указанного сочинения, выявляя при этом все его композиционные и семантические слои.
Как и большинство сочинений Г. Толстенко, дилогия «Звуки Акаши» представляет собой некое духовное послание, окутанное мистическим ореолом загадок и тайн. Этих смысловых печатей в музыкальном пространстве сочинения очень много, и тем сильнее потребность в его расшифровке, осознании, а впоследствии – постижении.
Музыкальную концепцию композиции «Звуки Акаши» необходимо рассматривать сквозь призму философско-авторской концепции. Исходной точкой при этом становится обобщенная программность.
Известно, что индийская философия не выработала единого понятия пространства, в отличие от европейской. В целом концепция пространства философии создавалась через трансформацию событийного пространства мифа и ритуала. При этом в Индии возникло не одно, а два определения пространства – Акаша и Диш, которые рассматривается как «пространство – место – направление».
Универсализация пространственных характеристик имеет разное сакральное значение в ритуале, который был сведен к единому первоисточнику – солнцу, Брахману. Представление о бескачественной абсолютной реальности требовало соответствующего образа пространства, более абстрактного и однородного, чему и соответствует понятие «Акаша». Она близка Абсолюту, то есть неизменна, однородна, бесконечна, неделима, бесплодна. И только через постижение безграничности Акаши Адепт приобретает опыт освоения бесконечности, необходимой для постижения Абсолюта. Кроме того, Акаша содержится внутри человека, устанавливая в его сущности микро-макрокосмическое соответствие. Она воплощает не только всепроникающий характер внутреннего и внешнего пространства, но и способность вмещать в себя, давать место для развертывания реальности – настолько, насколько велико это пространство внутри человеческого сердца.
30 Дек 2022 в 13:49. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.