Просмотров 57

Интересно, что Акаша имеет черты натурфилософского первоэлемента, который находится в тесной связи со слухом (некий аналог европейского эфира), а также выступает как межкосмическое пространство. Следует подчеркнуть, что она никогда не ассоциируется с пустотой, отсутствием вещей или событий – она всегда чем-то заполнена. Однако в отличие от мифологического пространства, единого с предметным миром, отчуждена от своего содержания. Так, все вещи пронизаны ею, а медитирующий Адепт созерцает бесконечность пространства сквозь них.

Как носитель космологического первоэлемента – звука – Акаша воспринимается в качестве пространства, разделенного «стенками сосудов», где каждый сосуд есть человеческое тело, содержащее в себе индивидуальную душу. Если разбить стенки этих сосудов, то есть покинуть свое физическое тело, то все индивидуальные души сольются воедино и восстановят свое существование в единстве с Брахманом. Именно такое понимание позволяет проникнуть во внутренний мир произведения Г. Толстенко.

Как для композитора-метамодерниста, для Г. Толстенко характерна цитатность особого рода: вместо бесконечного цитирования конкретных текстов, как это было в постмодернизме, метамодернист использует безымянные архетипические формулы. В постмодернистский период встречалось цитирование не конкретного автора, а целого стиля, но в этой цитатной мозаике нередко стилевая аллюзийность была соединена с иностилевыми фрагментами, как по горизонтали, так и по вертикали. Метамодернист занимается стилевой цитацией непрерывно в рамках избранного метанарратива.

Дилогия – программное сочинение, истоки которого нужно искать в поэзии и живописи Н. Рериха, более того, именно Рериховское общество помогло композитору с записью «Звуков Акаши», а также предложило дать конкретные названия частям произведения. У художника было несколько картин, посвященных зову, который имеет, как и всё у Н. Рериха, символическое значение.

На картине «Зов», датированной 1944 годом, в пустыне, окруженной сине-голубыми скалами, изображен отшельник, играющий на музыкальном роге. «Великая пустыня звучит. Несется звук раковины. Слышите? Долгий звенящий зов несется и тонет в ущельях. Откуда в этих горах может быть лама с его зовущим заклинанием? О, это не лама. С незапамятных времен это значит: „Зов раковины”. Далеко в горах звучит этот зов. Может быть, эхо скал? Звучит ли ветер в узких ущельях? Или звенит где-то горный поток? Но ведь родился где-то этот протяжный зов. И тот, кто назвал эти горы нежным словом „Зов раковины”, тот слышал тайны священной пустыни…» – эти строки, написанные П. Беликовым и В. Князевой [1, с. 92], посвящены картине Н. Рериха.

30 Дек 2022 в 13:49. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв