Просмотров 82

Последний этап формы выполняет роль рефлексивной постлюдии, которую можно понимать как момент слияния одномоментных Акаш в единый и беспредельный космический звуковой эфир. Функцию кульминации первой части «Звуков Акаши» выполняет тридцатая цифра. В ней на предельной динамике (fff) в звуковое пространство уверенно вторгается «фиолетовый аккорд Кришны», порученный тембрам вибрафона, арфы и фортепиано, причем с целью достижения предельной экспрессивной наполненности арфист должен играть медиатором у подставки. Всё это воспринимается как осязаемое просветление. А далее solo rubato альтовой флейты звучит в тонкой авторской динамической нюансировке – при начальном указании р исполнитель должен в процессе интонирования увеличивать динамику внутри одного тона (т. 295–305).

На протяжении всего Molto adagio у струнных инструментов звучит «просветленный» D-dur – единственное место в партитуре, оформленное тонально, спускающееся впоследствии на полтона ниже в Des-dur, а в ц. 34 достигающее лазурного F-dur.

Последующие страницы первой части дилогии посвящены упоению достигнутым божественным эфиром, переливающимся в разреженном воздухе всеми оттенками прекрасного: арфа ни на мгновение не прекращает свои льющиеся пассажи, в партии фортепиано звучат бесконечные квинтоли и новемоли, у струнных – привычные звуковые соноры. Арпеджированное арфовое пятно, поддержанное музыкой ветра, возвещает о наступлении итога формы, последняя точка представляет собой выдержанную квинтовую педаль струнных и гулкое глиссандо тамтама.

Согласно космической философии Н. Рериха, за Зовом всегда следует Отклик, а в данном случае – «Священный танец», вторая часть «Звуков Акаши», в которой уже оформившиеся звуковые вибрации порождают выразительную мелодику, воплощенную в ритмизованном ритуальном танце. В Древней Индии происхождение танца носит божественный характер, ведь именно в танце Шива из хаоса создал Вселенную.

Золотые переливы маримбы, арфы и фортепиано на фоне засурдиненного кластерного пятна скрипок и выдержанных divisi низких струнных в громкой динамике возвещают о начале второй части дилогии. Ремарка Vacillamento выступает не в качестве темпового определения, а, скорее, как образно-смысловое русло; это особого рода световое колебание, которое можно сравнить с дыханием огня, а в контексте «Звуков Акаши» – со вспышкой пламенного озарения.

Танцевальность заявляет о себе на всех уровнях формы, и в первую очередь в ритмической составляющей. Размер этого ритуального действа – 7/4, характерный для индийской пляски, ритмическая нерегулярность, переменная акцентность.

Основная тема поручена скрипке solo, томно поющей мелодию, лад которой можно определить как миксодиатонический (образующийся из нескольких равных или неравных полихордов). Начинаясь со второй доли, её восходящая группа шестнадцатых воспринимается как ауфтакт к акцентированному звуку des второй октавы. Несмотря на свой относительно небольшой диапазон (от с до des), эта тема природно импровизационна, в первую очередь за счёт своего ритмического и агогического полета, а также устремленной к самому высокому звуку усиливающейся динамики (т. 3). Звуковой каскад в конце четвертого такта приводит ко второй фразе темы.

Вместе с сонорной вертикалью струнных на сильной доле звучат гулкие восьмые маримбы, арфы и фортепиано (т. 5). Ритмическое варьирование второй фразы придает теме структурную закругленность.

Ц. 1 вводит в музыкальное пространство ещё один тематический элемент, на этот раз в тембрах фортепиано, арфы, маримбы с последующим присоединением флейт. Этот раздел, обозначенный темповой ремаркой Comodo, что переводится как «удобный», представляет собой тематическое слияние первой темы, элементы которой непрерывно звучат у струнных, и второй, сотканной из индийской раги (начиная с т. 7). Если обратиться к традиционному искусству индийских давадаси, то обнаруживается, что форма их храмовых танцев была построена по принципу контраста состояний динамики и статики, и в данном контексте «Священный танец» воплощает этот формообразующий аспект.

30 Дек 2022 в 13:49. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв