Просмотров 41

Говоря о современной модели образования, следует подчеркнуть ее стремление изменить функции всего образования в обществе. Как отмечают исследователи, любая система образования опирается на собственную ментальность, которая зависит от национальных, культурных, цивилизационных особенностей [17]. Для нашего общества такая ментальность – это русская ментальность. 

О роли философской антропологии в образовании можно судить по тому, что, по мнению ученых (И. В. Полозова и др.), образование должно служить не разрушению, а, напротив, созиданию человеческого образа. Есть мнение, что это возможно сделать на основе возвращения к традиционной модели образования либо обращения к модели, основанной на дополнении современного образования традиционным. Можно сказать, что в определенной степени судьба человечества зависит от того, какое понимание образования возобладает. Ориентация образования на традиционные абсолютные ценности способна сохранить человеческую цивилизацию от разрушения. Следование же за изменчивыми социокультурными ориентирами, напротив, приводит к размыванию и упразднению идеи человека, что ведет к распаду и гибели не только образования, но и человеческой культуры в целом [10].

Философская антропология предполагает ответ на вопрос: что есть человек? Аксиология рассматривает, каким должен быть человек, каковы его стремления и идеалы. Русская философия дает свои оригинальные ответы на поставленные вопросы. В этом плане интересен феномен отечественной философии, оригинальность которой подчеркивал не только А. Ф. Лосев, но и ряд других историков философии. С одной стороны, русскую философию еще в XIX веке упрекали в чрезвычайной легкости принятия и усвоения западных идей, что Ф. М. Достоевский называл «всемирной отзывчивостью», а А. И. Герцен «гуманнейшей стороной русского характера» (о чем он пишет в своей работе «Дилетантизм в науке») [2]. Что касается творчества концептов – здесь русская философия XIX века, конечно, могла бы быть показательной, но, как писал А. Мацейна, покинув отечественную почву, она умерла на Западе, не найдя своего сомыслящего читателя. Однако думается, что в горизонте поиска философичности именно отечественная культура может дать надежду на то, что жизнь не покинет тела философии [13].

Вспоминая знаменитую оценку русской философии А. Ф. Лосевым, подчеркнем ее неразрывную связь с действительной жизнью [7, с. 70–73]. Философ указывает, что связь с жизнью служит причиной того, что русская беллетристика является источником особой уникальной русской философии, в которой прорабатываются базовые философские вопросы в контексте их ориентации на жизнь в русской среде [Там же]. И подводя итоги сказанному, Лосев завершает свой анализ противопоставлением рационального мышления Запада и восточно-христианского, богочеловеческого Логоса с его постижением иррациональных глубин космоса конкретным и живым разумом [Там же].

Конкретный и живой разум – это «разумный», «здоровый консерватизм», опора на русскую национальную традицию и культуру. В современном воспитательном процессе важно выявление концептов культуры, отражающих восприятие нравственных ценностей, духовности и национальных традиций в целом, что будет способствовать выработке определенного подхода к воспитанию личности. Например, в русской литературе это проявляется в литературных произведениях через литературные приемы, которые мы можем рассмотреть в ходе анализа. Анализ «вечных образов», установление авторской идеи как определенный подход к анализу действительности дает возможность использования текстов художественной литературы в воспитательном процессе [9].

Настоящим примером для воспитания «русского характера» и подлинной духовности является Пушкинская речь Ф. М. Достоевского об уникальном русском человеке – брате всех людей, всечеловеке [3]. Так, М. Малягин, характеризуя творчество Ф. М. Достоевского, утверждает, что писатель сформулировал свой «символ веры», свою правду [4, с. 17]. 

Философия, согласно А. Мацейне, всегда рождается из страдания [6, c. 33]. Сочувствие к страданиям – главная черта русского человека, об этом писал еще Ф. М. Достоевский. Следует отметить, что в начале марта 2022 года Миланский университет Бикокка отменил курс лекций о Достоевском. Об этом сообщил писатель Паоло Нори, который и должен был его вести, по сообщению La Repubblica: «Сейчас в Италии грех не только быть живым русским, но и мертвым русским…» Это является очередным доказательством того, что творчество русских писателей, русская культура представляет ценность для русского человека, но не для Запада [18].

19 Окт 2022 в 12:00. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв