Просмотров 58

Вот-бытие также всегда существует в модусе заброшенности в мир. Заброшенность – один из базовых экзистенциалов, открывающийся человеку в его самопознании. В основе человеческой экзистенции – одиночество в противостоящем чуждом мире. Человек всегда осознает себя как единственный центр бытия в мире, существующем без него и не для него. Враждебность мира и ощущение заброшенности – первый шаг на пути самопознания. В глубине же экзистенции, еще глубже заботы, лежит страх, страх перед ничто, которое окружает человека. Именно страх как модус существования, страх не перед конкретной опасностью, а одновременно перед бытием во враждебном мире и перед окончанием этого бытия, перед смертью, формирует экзистенцию.

Обнаружив в основе экзистенции страх, человек может двигаться двумя путями – навстречу ему и прочь от него. Первый путь оказывается путем к истине бытия в его непотаенности. В конце этого пути происходит встреча с Другим в его человечности на пространстве, сформированном религией и в некоторой степени культурой. Этот путь настолько тяжел, что в атеистической перспективе доступен немногим. Второй путь формирует модусы неподлинности: толки, двусмысленность, брошенность. В результате страшная правда об одиночестве заброшенного в мир присутствия забалтывается, отодвигается из горизонта мысли, выносится за скобки повседневной деятельности. В то же время в модусе двусмысленности ситуация заброшенности не разрешается, а продлевается без преодоления, формируя пространство неподлинной экзистенции. В обоих модусах бытия, подлинном и неподлинном, может существовать и создаваемая человеком техника.

Техника для Хайдеггера – это способ раскрытия потаенности. В технике присутствие овеществляет заботу и окружает себя искусственным миром, который выражает базовую экзистенцию, но проявляться может по-разному, в зависимости от экзистенциалов, которые направляют его раскрытие. Техника оказывается двусмысленной, как и собственное бытие человека: человек может приближаться к истине бытия, но может и забывать ее в толках, привычке, двусмысленности. Снятие страха, лежащего в основе экзистенции, возможно на основе приятия собственной смерти, но этот путь в обезбоженном мире еще более страшен, чем попытки заглянуть в сердце бури. Большинство людей закрывают своими хлопотами, заботами, разговорами саму тропу к непотаенности бытия.

В обоих рассмотренных модусах может выступать и техника. Техника может раскрывать человеческую сущность, а может скрывать и прятать ее. В первом случае техника формирует среду для проявления экзистенциальной свободы, во втором – создает пространство овеществленного страха, поскольку попытки спрятаться от страха приводят к тому, что вся ситуация человеческой экзистенции бессознательно моделируется техническими средствами. Так появляется техносфера, лишенная подлинности бытия.

Важным моментом философии Хайдеггера является его интенция объяснять появление техносферы и техники в целом не в результате действия человека, а как результат действия некоего безличностного воления, которое Хайдеггер называет постав, Gestell.

Как пишет Н. Мотрошилова, термин Gestell обозначает, если использовать язык Канта, трансцендентальную предпосылку современной техники. Общезначимый смысл этого термина – стойка, подставка, каркас. Однако для Хайдеггера Gestell – это система воззрений человека, направляющих его к тому, чтобы раскрывать реальное с помощью техники. Постав, то есть техническое отношение к миру, не только задает направление человеческой деятельности, он ориентирует человека и призывает его самого бросить вызов миру [6, с. 43].

Мир, в котором человек ориентирован в процессе преодоления своей заброшенности, описывается термином «подручность». Каждый человек формирует свой мир, где всё под рукой – и материальные предметы, созданные заботливым сознанием, и интеллектуальные идеи, позволяющие человеку постоянно ориентироваться в мире, воссоздавать свою нравственную основу, двигаться на пути к раскрытию потаенности. Таким образом, постав, техническое отношение к миру, побуждает человека бросить вызов миру прирученных вещей и идей.

19 Окт 2022 в 11:55. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв