Просмотров 140

Однако предмет нашего исследования лежит не в пределах проблемного круга творчества, а в плоскости проблемы восприятия искусства, в частности педагогического управления художественным восприятием, разработки адекватных учебно-воспитательных технологий освоения культурного наследия, анализа художественного произведения в пределах гуманитарной подготовки. Именно внимание теоретиков и практиков художественной педагогики к проблемам восприятия искусства способствовало тому, что в середине 80-х годов возникает идея внедрения в общеобразовательной школе специального курса «Мировая художественная культура» (далее – МХК), а в вузах в конце 80-х – начале 90-х курса «История мировой и отечественной культуры». В контексте нашего исследования рассматривается проблема «искусство в общем образовании», подчеркнем: не в профессиональной или допрофессиональной подготовке, досуговый деятельности или внеучебной работе, а именно в структуре общеобразовательной подготовки как компонент и фактор ее гуманитаризации и гуманизации.

Рассмотрение формирования методологических подходов, определение дидактических путей использования искусства в общеобразовательной культурологической подготовке будем осуществлять, опираясь на теоретические наработки последней четверти ХХ века в национальных школах художественной педагогики стран Европы и Америки, отечественных исследований.

В мировой философско-педагогической мысли сложились две стратегии, два подхода к определению возможностей искусства в духовном развитии личности, которые закрепились в терминах «воспитание искусством» (или «воспитание через искусство», «духовно-нравственное развитие средствами искусства») и «воспитание для искусства» (или «художественно-эстетическое воспитание»).

Изложим сущность первой стратегии «воспитания искусством». В соответствии с этим теоретическим подходом искусство – это источник эталонов и принципов нравственного поведения, средство формирования психологических качеств, стремления к духовному совершенствованию, которые могут не иметь по сути ничего общего со спецификой художественного освоения мира. Диапазон такого подхода широк: «уподобление положительным героям», различные тренинги и некоторые направления арт-терапии. Для представителей этой стратегии искусство, прежде всего, носитель социальной информации, канал трансляции нравственного опыта человечества. Для них такие задачи художественно-эстетического образования, как освоение языка искусства, обучение художественному творчеству, второстепенны. Доминирующим является задача духовного и нравственного развития личности. Они, во-первых, используют социализирующий и коммуникативный потенциал искусства. Во-вторых, для них искусство – педагогическое средство формирования интеллектуально-нравственной сферы личности.

16 Мар 2018 в 10:44. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв