Просмотров 276
Проецируя философию диалога М. Бахтина на школу, образование, следует подчеркнуть, что диалоговая коммуникативная модель во взаимоотношениях учителя и ученика есть воплощение субъект-субъектных, а не субъект-объектных отношений. Однако при этом надо признать, что в российской культуре традиция использования монологической стратегии образования, строящейся на подчинении личности человека, уходит своими корнями довольно глубоко: и в семейный уклад, и в процесс школьного обучения. Слишком долго школа была авторитарной. Ее стратегии не преодолены и современной школой. Учитель далеко не всегда понимает свою роль в процессе педагогической деятельности. Он часто довольствуется ролью преимущественно источника информации. Учащемуся остается пассивная роль приемника информации. Урок превращается в «ритуал» передачи, приема и контроля ее усвоения. Ни о каком подлинном личностном общении в таких условиях говорить невозможно. В ученике учитель видит прежде всего объект своих педагогических воздействий, хотя даже древние понимали, что «ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь…» (Плутарх). Величие Сократа как педагога видится именно в том, что он не сводил процесс познания к деятельности одного сознания и говорил об истине, к которой можно прийти лишь сообща. И хотя сократический диалог есть лишь «диалог педагогический», лишь ступень к той высшей форме диалога — «диалогическому согласию» М. Бахтина, в сократическом диалоге уже можно найти зачатки будущего преодоления монологической картины мира.
Монологическая коммуникация предполагает доминирование в межличностном взаимодействии единого смысла и единой воли педагога. Происходит это потому, что «монологизм в пределе отрицает наличие вне себя другого равноправного и ответно-равноправного сознания, другого равноправного я (ты)… Монолог претендует быть последним словом» [2, с. 318]. Монологическая модель мира по Бахтину — это «вещная модель». Монологизм игнорирует душевную глубину и человечность другого. В противоположность монологизму, извращающему истинно человеческие отношения, диалогизм — характеристика подлинно человеческих, гуманизированных отношений между людьми [11].
В диалогическом общении, преодолевающем «вещную модель», становится возможным раскрытие индивидуальных смыслов, что делает процесс общения и познания богаче и ярче. «Я осознаю себя и становлюсь самим собою, только раскрывая себя для другого» [2, с. 311]. Диалогическое отношение к другому — это «единственная форма отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и незавершимость» [Там же, с. 317]. Конечно, нужно учитывать, что личности, участвующие в диалоге, могут иметь разный интеллектуальный уровень, разные способности, и, соответственно, богатство смыслов может быть доступно не каждому.
16 Мар 2018 в 10:42. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.