Просмотров 260

И. С. Бах использовал понятия беседы и личности как метафоры в оркестровой деятельности, рекомендуя своим ученикам смотреть как на личности «на инструментальные голоса, а на многоголосное инструментальное сочинение — как на беседу между этими личностями» [8, с. 136].  Композиторы-полифонисты  сознавали, что не всякую «беседу» можно назвать музыкой, о чем говорил, продолжая цитату отца, Ф. Э. Бах: «Музыка не должна быть большим сборищем, где все говорят зараз так, что нет разговора, а есть крик, шум, безобразие» [Там же, с. 137]. Точно так же и мы должны понимать, что иногда диалог существует лишь как внешняя форма. Когда никто друг друга не слышит, каждый говорит о своем, содержательный диалог не может состояться. Поэтому требуется особое мастерство педагога, если продолжить музыкальные ассоциации, дирижера, от него и будет зависеть «полифоническое звучание оркестра», которое доставит участникам беседы радость познания и общения. Преподаватель должен научить школьников, студентов диалогическому отношению к культуре и людям, чтобы, открывая другого, личность глубже понимала себя, открывала себя, свое Я.

В. И. Тюпа, опирающейся на философию диалога М. М. Бахтина, полагает, что организовывать учебный процесс необходимо как «цепь позитивных событий», так как бессобытийная «ритуальность» уроков, неспособность «пережить факт получения некоторой информации в качестве события духовной жизни» [12] — существенные недостатки монологической стратегии в образовании. Позитивным событием для учащегося может быть «его собственный результативный поступок»(обретение собственного мнения, порождение текста, рисунок, танец, в которых ученик проявил свою индивидуальность). «Однако урок не должен распадаться на хаотическое множество индивидуальных, изолированных микрособытий. Событие — это всегда со-бытие (в случае духовного события — со-бытие сознаний)» [Там же]. В. И. Тюпа представляет Школу конвергентной педагогики, ведущая дидактическая идея  которой есть «вера в возможность сочетания голосов, но не в один голос, а в многоголосый хор, где индивидуальность голоса и индивидуальность его правды полностью сохраняются». Школа конвергентного сознания представляет коммуникативное пространство, где «все хотят увидеть всех» (О. Мандельштам) [Там же]. Это особенно актуально для творческих вузов, где студенты должны представлять единые коллективы, которые объединены общей задачей и общими планами, где все друг у друга учатся, где только движение навстречу друг другу и «диалогическое согласие» как высшая форма диалога дает результат и позволяет создать продукт, который можно назвать произведением искусства.

16 Мар 2018 в 10:42. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв