Просмотров 276

Ошибочным в  образовании следует считать ориентацию на типовые программы и усредненного ученика или студента. От этого страдает индивидуальный подход, чего особенно нельзя допускать в художественном образовании. Ведь каждый настоящий художник оригинален, неповторим. Поэтому в каждом ученике, будущем художнике, музыканте, артисте необходимо выявить его дарования и развивать именно их. Только при диалогическом подходе к обучению учитель оказывается способен решить эту задачу.

Диалог преподавателя с учениками, будучи субъет-субъектным взаимодействием, являет собой относительное равенство субъективностей. Но именно не доминирование, а настрой на диалог, равенство позиций позволяют другому (школьнику, студенту) открыться навстречу, показать свои таланты и способности, раскрыть свою индивидуальность. И только тогда педагог сумеет развить открывшиеся таланты и способности ученика, не подавляя его индивидуальность, а все более раскрывая ее. Только тогда в ученике проявятся и его собственный стиль, и своеобразие видения мира, и оригинальность или самобытность — все то, что характеризует настоящего художника.

В Школе конвергентного сознания, идеи которой могут быть использованы для системы художественного образования, выработана следующая расстановка приоритетов:

 — приоритет коммуникации над информацией;

— приоритет понимания над знанием;

— приоритет диалога согласия над дебатами, дискуссией, спором.

В. И. Тюпа подчеркивает при этом, что такая расстановка не означает игнорирования других приоритетов, так как «без знания нет понимания, без умения нет творчества, без навыка нет вкуса» [Там же]. Но он справедливо замечает, что может быть «знание без понимания, умение без творчества и навык без вкуса», которые представляют собой «производственный брак» образования, «подменяющего коммуникативную событийность учебного процесса его авторитарно-ролевой ритуальностью» [Там же] .

Большой интерес для системы художественного образования может  представлять также Школа диалога культур, которая опирается на философию диалога культур В. С. Библера (последователя М. М. Бахтина). Новая педагогическая установка этой школы связана с переходом «от человека образованного» к «человеку культуры», «сопрягающему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры» [3]. В Школе диалога культур учебное содержание не просто передается  через посредство учителя к ученику.  Оно тоже событийно выстраивается. Обучение осуществляется не на основе учебника, а на основе  реальных текстов изучаемой культуры. Важно, что значительное внимание в этой школе уделяется художественной культуре, игре, театру.  Следует особо подчеркнуть, что Школа диалога культур опирается на идею самоизменения, способности самодетерминации личности в противовес детерминации внешней. Идеи самодетерминации и «самостоянья» личности преодолевают «вещную» модель человека, монологизм как педагогическую стратегию.

16 Мар 2018 в 10:42. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв