Просмотров 276
Следует подчеркнуть, что осознание значения общения и диалога происходило в условиях потрясений ХХ века, который, казалось бы, продемонстрировал миру открытую экзистенциалистами человеческую некоммуникабельность и неспособность к диалогу. Однако в переломные времена, вспомним «осевое время» К. Ясперса, человек начинает активно искать выход из кризиса. Именно это мы и наблюдаем. Философия, эстетика, опираясь на культуру, знания и опыт прошлого, переосмысливает настоящее и совершает открытие той почвы, на которой только и возможны все виды человеческой деятельности.
Действительно, познание, обучение, игра, труд, художественно-эстетическая деятельность и т. д. опираются на общение как на необходимый фундамент. Понимание значения общения и «диалога» в жизни общества и культуры, распространяясь вширь, не могло не втянуть в свою орбиту теорию и философию образования, что выразилось в поиске диалоговой или коммуникативной модели в педагогической деятельности. Новая коммуникативная модель должна была ограничить негативные последствия господствовавшего в образовании монологизма, присущего авторитарной педагогике, для которой педагогическое взаимодействие — это прежде всего обусловленность поведения учащегося активными действиями учителя, то есть воспитуемость. Монологическая модель в обучении была ориентирована на пассивное усвоение готовой суммы знаний в силу сосредоточенности на единственной истине, что не способствовало выявлению и раскрытию способностей, наклонностей и творческого потенциала учащихся.
Осознав значение общения и диалога, современная педагогика ищет пути формирования полноценной личности: уникальной, творческой, понимающей иную точку зрения, способной к диалогу и к творческому разрешению противоречий, к изменению своей мировоззренческой картины мира, к раскрытию индивидуальности другой человеческой личности и ее обогащению. Речь, по сути, идет о формировании особого личностного качества — диалогичности. Но диалогичность как качество личности может сформироваться только в том случае, если образовательный процесс будет «выстроен в диалогическом ключе» [7, с. 162].
Многие ученые в сфере педагогики и философии образования обратились в своих исследованиях диалогической модели коммуникации к творчеству философа и литературоведа М. М. Бахтина, и это не случайно: центральной идеей ученого как раз и является идея диалога, которую он развивает на основе анализа творчества Ф. М. Достоевского. На наш взгляд, следует согласиться с тем, что одним из наиболее важных «педагогических» положений философии М. Бахтина надо считать само положение о значимости человеческого общения [9]. Без осознания значимости общения нельзя понять и значение диалога. Так, согласно В. С. Библеру, «диалог» М. Бахтина рождается в очаге становления вне-гносеологической культуры «общающегося разума», а не «разума познающего». Для М. Бахтина «быть — это общаться», а «диалог» — корень и основание всех иных определений человеческого бытия — бытия, обращенного к «Ты»; бытия, только в таком обращении и существующего» [4].
16 Мар 2018 в 10:42. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.