Просмотров 182

В неоконченной рукописи романа «Замок» сила власти осмыслена и преподнесена как осязаемая и в то же время ускользающая сущность, подавляющая, диктующая, властвующая, но эфемерная. Писателем предугаданы грядущие Замки, которые в едва обозначаемых контурах прорисовывались в Европе при его жизни. Замок (в данном контексте олицетворения Замка с властью кавычки снимаются) приобретает символ отдалённости/отчуждённости/лабиринтности силы от всего, что противостоит, находится по другую сторону от него.

Герой романа К. в «Замке» – самый мужественный из всех созданных Кафкой образов. Мужественный, а значит, и драматичный: ведь он противостоит судьбе, которая его сокрушает. «Замок» – не только самое позднее по времени, но и самое многоцветное, значительное, наиболее справедливо распределяющее свет и тень произведение Кафки. Пространство между Замком и Деревней пронизано снежнопогодной графикой, холодом, неприкаянностью. Это снежность жизни и самого героя, оторвавшегося от родных мест, то ли нужного, то ли не нужного власти. Башня Замка его родины, бестрепетно идущая кверху, с широкой кровлей, крытой красной черепицей, вся земная, но устремлённая выше, чем приземистые домишки, более праздничная, чем эти тусклые будни [7, с. 12]. В той жизни окрас пространства иной, но землемер отторгается от праздничности и вторгается в сумеречную, метельную жизнь, где обретает нелюбовь. Непроницаемая и непреодолимая даль Замка так и остаётся далью, а иссякающая надежда на оседлость вряд ли оставит желание противостоять силе. Служить – да, но бороться – нет: ни с Замком, ни с Деревней.

Сравнивая два романа о силе власти «Процесс» и «Замок», Макс Брод различает героев по их отношению к Левиафану таким образом: в «Процессе» герой все время бежит от высшей инстанции, она шлёт ему повестки, преследует во множестве обличий, он пытается скрыться. В «Замке» же герой постоянно сам стремится к высшей инстанции, он, напрягая все силы, ищет путь к Замку, и его усилия напоминают еще об одном персонаже, ищущем во многочисленных блужданиях путь к Замку Спасения, к Монтсальвачу, – о Парсифале, который уже побывал в Замке, из-за одного промаха (кажущегося нам столь простительным в его тогдашнем состоянии духа) был изгнан оттуда и десятилетиями не может вновь отыскать тропу восхождения. Словно по волшебству путь в Замок для него закрылся.

18 Апр 2019 в 13:08. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв