Просмотров 181

Дмитрий Затонский полагает в образе Замка врага землемера – жестокого, коварного, неумолимого, так что явился он ради борьбы. Но борьбы не против чего-то, а за что-то [8, с. 7]. Всё-таки борьба, исход которой заранее предрешён, – это исчезновение героя. Ведь борется он с властью – и не меньше. А кто-то когда-то выигрывал победу с ней без потерь эмоциональных, физических, интеллектуальных? В «Письме отцу» верховенство силы воплощено и материализовано в конкретно осязаемом человеке. «Замок» же преподносит силу как ускользающую ипостась: о ней говорят, её обладателям стараются услужить, она переворачивает судьбы людей. И при этом она постоянно ускользает.

У Мориса Бланшо землемер мерит не воображаемые земли, еще не возделанные, но огромное пространство литературы и не может удержаться от того, чтобы имитировать – и тем самым отражать – всех персонажей, которые предшествовали ему в этом пространстве, так что Замок – это уже не отдельное произведение единичного писателя, а как бы палимпсест, на котором проступают, одна сквозь другую, спутанные, но иногда различимые, все версии тысячелетней авантюры, как бы итог и краткое изложение Всемирной Библиотеки, на фоне которой Кафка предстает то как герой нравственного романа (неудачник, пытающийся выкарабкаться с помощью женщин), то романа-фельетона (персонаж с добрым сердцем, защитник слабых против тирании господствующего слоя общества), то легенды, а точнее, нового цикла приключений короля Артура, – пока не обретёт, наконец, свою подлинную роль [5].

Загадочность Замка неоспорима. Но не менее загадочна и Деревня. Её смысл – подчиняться Замку, улавливать настроение этого сооружения, возвышающегося над: над местностью, над судьбами, над будущим, над самой жизнью.

Однако К. принадлежит третьему миру. Он вдвойне и втройне чужой: чужой чуждости Замка, Деревни, чужой самому себе, ибо по необъяснимым причинам решает порвать со всем близким себе, как бы влекомый к этим, казалось, непривлекательным местам какой-то силой, которая ему не доступна. В этой перспективе было бы соблазнительным сказать, что весь смысл книги заключен уже в первом абзаце, сосредоточенный на том деревянном мосту, который ведет от большой дороги к деревне, где К. простоял долгое время, устремив взгляд в кажущуюся пустоту [7, с. 16].

18 Апр 2019 в 13:08. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв