Просмотров 139

Принципы культуросообразности впервые в педагогике были сформулированы А. Дистервегом, утверждавшим, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить, – одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, особенно культуру страны, которая является родиной ученика. Всемирно известный педагог-гуманист В. Сухомлинский, подчеркивая культурологическую направленность воспитания, писал, что чем меньше у человека культуры, чем беднее его умственные, эстетические интересы, тем чаще проявляются инстинкты и дают о себе знать грубостью.

Теоретико-методологические основы взаимосвязи и взаимообусловленности образования и культуры раскрыты в трудах таких ученых, как А. Бермус, В. Библер, Дж. Брунер, Л. Буева, М. Вересов, И. Видт, М. Гусаковский, А. Дахин, А. Запесоцкий, В. Конев, Н. Крылова, В. Межуев, Ю. Сенько и др. Идеи интеграции культуры и образования представлены в фундаментальных трудах американского педагога и психолога Дж. Брунера, который считал, что образование – это не изолированный остров, а часть культурного континента. В. Библер, рассматривая понятия «культура» и «образование» во взаимосвязи, утверждал, что сущность культуры заключается во «включении всех прошлых и будущих культур в единую цивилизационную лестницу», и предусматривал в XXI веке смещение эпицентра всего человеческого бытия к полюсу культуры. Культура для образования выступает своеобразным метатекстом, средой, в которой происходит рождение и становление самобытного образа человека.

В современной педагогической литературе конструкт «культура и образование» становится достаточно популярным и даже приобретает признаки педагогического штампа. Именно это имеет в виду А. Бермус, когда «возвращение педагогики в культуру» называет мифологемой. Основания для такого категорического суждения у исследователя следующие: «возрождение связи педагогической теории и практики с более широкой культурной реальностью не способно преодолеть кризис в образовательной сфере, поскольку не учитывает важнейший пласт проблем: с одной стороны, культура никогда не сводится к ее минимальному, нормативному образу, и разрыв педагогики и культуры – это следствие определенной упрощенности наших исходных представлений о культуре» [6, с. 7 – 8].

16 Мар 2018 в 10:37. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв