Просмотров 221

Следует констатировать, что современное состояние культуры характеризуется кризисом идентичности, которая обусловлена, в первую очередь, действиями информатизации и глобализации. В то же время современные глобальные информационные технологии открывают новые возможности для интеллектуального и культурного развития человека и при этом ставят перед ним сложные задачи, связанные с проблемами преодоления дегуманизации культуры.

Культура постмодерна обеспокоена проблемой сложности мира и человека и поиска соответствия между этими уровнями сложности. Осваивая мир, мы переосмысливаем его культурные образы. Мыслители разных эпох рассматривали важные проблемы: поиски смысла жизни, смысла существования человека и всего человечества; самоопределения и самоутверждения и самореализации в движении к Абсолюту, приобретение тем самым духовности, духовного потенциала и опыта ценностного самоопределения, который воплощается и в ценностях культуры, и в религиозно-мифологических культах. Эти проблемы имеют философско-антропологический смысл.

Сегодня в понимании современного человека культура настолько широка, что теряет собственные онтологические границы. Постмодернистские претензии в свое время помогли трансформации и деконструкции культурного пространства и посеяли идеи плюрализма, релятивизма и мультикультурализма в сознании человека: изменилась система оценки ценностей и понимания жизни. Например, по мнению Г. Зиммеля, только человек может быть предметом культуры, поскольку он является единственным существом, обладающим изначальным и имманентным побуждением к саморазвитию [2, с. 56]. Он предлагал различать объективную и субъективную культуру. В первом случае речь идет о тех вещах, которые ведут к саморазвитию души, а субъективная культура – это конечная цель.

Для нас представляют особый интерес исследования А. Букина, в которых автор показывает, что пространство и время, определяя координаты культуры, раскрывают ее временное назначение и пространственное восприятие. Бытие культуры во времени необходимо представлять через систему «прошлое – настоящее – будущее», которая раскрывает смысл культурной преемственности [3, с. 18]. Если характеристика культуры «во времени» имеет свои исторические реалии, то пространственная только подразумевается. Пространственное восприятие формирует «пространство культуры» в частности и «культурное пространство» в целом через образы, представленные в языковых фактах. Если временная характеристика культуры дает возможность рассматривать ее, например, через соотношение первобытных, архаических, древних культур, то пространственная раскрывает уровень и степень взаимопроникновения различных культур, что актуально в эпоху информационных процессов, трансформирующих культурные проявления. Исследуя функционирование культурного пространства, А. Букин показывает, что «продолжая развитие концептуального подхода к понятиям «культура», «пространство культуры», «культурное пространство», «модели пространства культур», необходимо определять, что отношение пространство – культура есть множество всех событий в человеческом мире. Пространство культуры представляется хранилищем и источником человеческой (культурное – в противовес биологическому) жизни общества, которое объединяет в себе не только физическое, но и символическое начало. Культурное пространство объединяет в себе весь комплекс касательных и взаимодействующих пространств культуры (реальное – виртуальное), выступая регулятором их взаимодействия» [Там же, с. 58 – 64].

02 Окт 2017 в 13:31. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв