Просмотров 183

Таким образом, в предложенном исследовании информационная культура – это уже не культурная реальность, на которую указывает В. Маричев [4, с. 146], а, по нашему мнению, посткультурная реальность, созданная человеком, существенно влияющая на формы массового поведения и все больше определяющая их. И эта реальность является предметом исследования современной философии культуры.

Имеет право на существование мнение автора Т. Шороховой, считающей, что основой определения «информационная культура» должно стать понятие культуры, дополненное в соответствии с особенностями данной специфической сферы деятельности [8]. Удачно реализует это положение Э. Семенюк, который под «информационной культурой» понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризуя уровень всех совершенных в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений [6, с. 2]. Такое понимание логично вписывается в весь ход эволюции культуры. Однако эпоха постмодернизма формирует свою собственную методологию исследования, которая, с одной стороны, создана в результате эволюционных процессов, с другой – отвергает все возможные связи с прошлым. Поэтому возникает необходимость исследовать информационную культуру, используя категориальный аппарат постмодерна (деконструкция, симулякр, детерриториализация, децентрация, перечеркивание и т. п.), которого нет в классике.

Рассматривая проблемы современной культуры, следует отметить ее бинарную оппозицию – цивилизацию. По мнению Ю. Муравьева, при рассмотрении культурологической проблематики не стоит в современных условиях рассматривать и ставить именно проблему взаимодействия культуры и цивилизации. Ю. Муравьев подчеркивает, что, во-первых, вокруг этой проблемы неправомерно поднят шум, во-вторых, доработка демаркации между культурой и цивилизацией насквозь фальшива и нереальна: «…отходя от этимологических и присутствующих в обыденном словоупотреблении значений этих понятий, исследователи предоставляют им такой терминологический смысл, который заранее является достаточным только для этих индивидуальных концепций» [5, с. 10]. Авторы создают видимость, что им удалось свести теоретические концы с концами. В этом смысле Ю. Муравьев предлагает рассматривать цивилизацию как городскую культуру. В таком случае в исследовании оппозиции культуры и цивилизации относительно структурированности современной культуры, наверное, стоит поставить точку. Но это невозможно. Во-первых, предложенный вариант в контексте исследования информационной культуры не предоставляет содержательного ее понимания (всеобъемлющего), тем более он не оригинален (западноевропейское общество в большинстве своем эти понятия (культура и цивилизация) рассматривают как тождественные, и, судя по определенным исследованиям, эта логика также не без изъянов и недостатков).

02 Окт 2017 в 13:31. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв