Просмотров 183

В условиях современного информационного пространства формируется особый тип культуры – информационная, которая является основным элементом культурной трансформации. Формирование информационной культуры приводит к изменению социокультурного пространства современного человека, проявляющемуся в дистанционной трансляции информации. К дистанционной трансляции информации можно отнести мобильный диалоговый характер взаимоотношений экранного текста с потребителем информации, именно это и будет главной характеристикой современного информационного общества. Это обусловлено, прежде всего, тем, что развитие информационных технологий, средств массовой информации и электронной коммуникации порождает изменения, которые претерпевает современное общество в течение последних десятилетий. Следует отметить, что в прошлом представления об информационном обществе имели скорее характер футуристических прогнозов, но в ходе модернизации электронных и цифровых технологий большая часть из предусмотренных исследователями явлений смогли найти свое реальное выражение, которое воплотилось в широком совершенствовании средств массовой коммуникации, в технологиях виртуальной реальности, в конструкции глобальных информационных сетей и других технологических инновациях.

Современные философские концепции изучения информационного пространства представлены в философии культуры работами К. Апеля, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяра, М. Фуко, Ф. Лиотара и др. На наш взгляд, следует выделить работу Ю. Хабермаса «Моральное сознание и коммуникативное действие», в которой автор разрабатывает идеи информационной рациональности в рамках трансцендентальной прагматики, определенным образом синтезируя идеи трансцендентального идеализма Канта, теории аргументации. На Западе информационное пространство исследовалось прежде всего в рамках парадигмы постиндустриального общества Д. Белла, Э. Тоффлера, а также таких исследователей, как М. Кастельс, Т. Стоуньер и др. Работы этих ученых признаны классикой современной философской мысли. В их трудах предложены парадигмальные основания исследования информационного общества, а также конкретные черты информационного пространства. В дальнейшем ученые обратились к изучению онтологических характеристик информационного общества и пространства (Ф. Уэбстер, А. Каптерев). Следует констатировать, что философский дискурс о социокультурном пространстве не является однородным, в его рамках возникли различные трактовки пространства, его структуризации и взаимодействия различных пространственных структур. К наиболее значительным представителям пространственного подхода принадлежит П. Бурдье, из российских исследователей – В. Черников и В. Виноградский.

02 Окт 2017 в 13:31. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв