Просмотров 58

Культурные ценности могут быть следующих видов:

– мировоззренчески-философские, или смысложизненные: природа и космос, вечность и время, ад и рай и т. д.;

– эстетические: прекрасное, трагическое, возвышенное, космическое, красота, гармония, стиль и т. д.;

– нравственные: милосердие, достоинство, человечность, справедливость, добро, любовь, уважение к старшим;

– религиозные: вера, Священное Писание, терпение, стремление, любовь (к Богу, к ближнему) и т. д.;

– политические: законность, мир, Конституция, гражданские свободы и т. д.;

– социальные: семья, трудолюбие, предприимчивость, патриотизм, равенство и т. д.;

– витальные: жизнь, благосостояние, здоровье, безопасность и т. д.

Таким образом, культурные ценности – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения человека, языки, фольклор, художественные промыслы и ремесла, продукты культуры и искусства, результаты и методы исследования культурной деятельности. Иными словами, это все продукты культуры, полученные в результате человеческой деятельности, которые представляют социокультурную значимость.

Ш. Шварц утверждает, что «преобладающие культурные ценностные ориентации представляют собой идеалы. В качестве таковых они способствуют взаимосвязи между различными сторонами культуры. Те стороны культуры, которые несовместимы с ними, вероятнее всего, будут провоцировать напряжение, вызывать критику и испытывать давление, направленное на их изменение. Культуры, конечно, не являются полностью согласованными. Субгруппы внутри обществ исповедуют конфликтующие ценности. Доминирующая культурная ориентация меняется в ответ на изменение позиций власти между этими субгруппами. Но это изменение медленное. Адаптация обществ к эпидемиям, технологическому развитию, росту благосостояния, контакту с другими культурами, войнам и другим экзогенным факторам ведет к изменениям в ценностных установках культуры» [4, с. 39].

Как видим, субгруппами Ш. Шварц считает разные культурные меньшинства в составе материнской культуры. Культурные ценности внутри одной доминирующей культуры могут быть разными, поэтому задача правительства – сгладить грани между внутрикультурными субгруппами с целью минимизации конфликтов.

В условиях мультикультурализма необходимо сформировать человека культуры, творческую личность, которая способна к активной жизнедеятельности в многонациональном обществе, наделена развитым чувством терпимости к другим культурам, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований, рас.

Мультикультурализм основывается на гуманизме, поэтому смысл его состоит в отношении к человеку как главному социальному богатству.

Среди основных положений мультикультурализма можно выделить:

– культуросообразность;

– учет национальных традиций и мировоззренческих взглядов всех участников социума;

– опору на стратегию диалога;

– уважение национальных идентичностей;

– отказ от экстремизма и нетерпимости;

– критику этнокультурной исключительности [3]. 

Среди актуальных подходов в мультикультурализме можно выделить: антропологический, средовой, системный, деятельностный. Каждый из обозначенных подходов позволяет рассмотреть особенности развития человека культуры в условиях мультикультурного общества. Данные подходы целесообразно рассматривать с позиций теории деятельности, теории личности и теории систем.

09 Апр 2022 в 23:25. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв