Просмотров 50

Мультикультурализм как социокультурное явление открывает возможности для межкультурных коммуникаций в структуре отдельного государства. Признание культур меньшинства демонстрирует образцы обмена опытом, культурными традициями, преодоления языковых барьеров и т. п.

На наш взгляд, межкультурный диалог позитивно сказывается на развитии доминирующей культуры, она обогащается культурными новациями, которые адаптируются к традициям материнской культуры, в результате чего появляются абсолютно новые продукты культуры. Чтобы получить такие оригинальные продукты культуры определенного этноса, необходимо воспитать человека, способного к аккультурации при условии сохранения собственной ментальности. Такие процессы возможны при правильной организации процесса воспитания человека культуры [1].

Таким образом, мы можем утверждать, что новый человек впитывает в себя окружающие его модели социокультурного поведения. В ходе воспитания гражданина мультикультурного общества необходимо рассматривать мультикультурализм как идеологию, с позиций ценностно-нормативных ориентаций. Рассмотрим сущность ценностно-нормативных ориентаций современного человека, проанализировав основные понятия.

Ценности – это показатель развития человека культуры, определяющий высший уровень регуляции социального поведения личности; важнейшие компоненты человеческой культуры. Актуальным будет обозначение этнических ценностей, которые рассматриваются как совокупность культурных традиций этноса.

Ориентация – это процесс личностного развития, в котором формирование, изменение, интеграция ее компонентов ведут к более высокой цельности поэтапно. Накопление компонентов развития, их сохранение, обогащение и реорганизация, расчленение их функций, иерархия и интеграция обеспечивают возникновение новых структурных образований и новых функций ценностного Образа мира, Образа «Я», Образа будущего.

Ценностные ориентации – оценочное отношение личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы). Они выражаются в идеалах, личностном смысле жизни и проявляются в социальном поведении личности (группы). Ориентации отражают отношение субъекта к условиям своего бытия как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов и объектов. Совокупность материальных и духовных благ является основой существования определенных систем ценностей.

Таким образом, ценностные ориентации с точки зрения антропологии – это важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности. Ценностные ориентации выступают показателем интересов, потребностей, запросов личности, ее социальной позиции и уровня духовного развития.

На самом деле определение «ценности» многозначно, насчитывается более сотни вариантов. Это обосновывается рассмотрением ценностей с позиций разных подходов. Так, например, в Концепции мультикультурного воспитания А. Джуринского выделены следующие ценности:

  • общечеловеческие (вера, надежда, любовь, дружба, щедрость);
  • гражданские (свобода, равенство);
  • семейные (любовь к детям, забота о родителях) [2].

Понятие культурной ценности в культуре постмодерна достаточно неоднозначно. Культурные ценности – это материальные предметы и духовные принципы, имеющие значение для определенного индивида, рассматриваемые с позиции удовлетворения его потребностей и интересов. 

09 Апр 2022 в 23:25. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв