Просмотров 4

УДК 008

М. Л. Яковенко

Повседневность в современном научном дискурсе осмысливается глобально – как человеческая жизнь, рассматриваемая с точки зрения тех функций и ценностей, которые составляют её стержень. Поиск смыслосодержания повседневности имел место и специфически проявлялся в разных культурах на протяжении всей истории существования человечества. Однако интерес к ней значительно возрос ко второй половине ХХ века, когда повседневность бытия человека начинает постепенно осознаваться обществом как особая культурная ценность. Основаниями обращения к повседневности являются существенные изменения в культуре, ее массовизация, «стандартизация» жизни, где человек не перестает искать нишу для собственного существования, стремясь при этом к определенному комфорту и выразительности окружающей среды. Именно в результате преобразований в различных сферах культурного пространства происходят изменения и в пространстве повседневных форм. В то же время стремление к самосохранению в достаточно жесткой реальности современной культуры усиливает тяготение человека к прекрасному, поиски, не всегда осознанные, эстетизированного пространства его существования. Индивид меняет окружающий мир, одновременно создавая новые конфигурации эстетических образов повседневности, меняющих наше представление о прекрасном и безобразном. «Проблемы визуализации, „второй природы”, которую создает вокруг себя человек, – по сути своей проблемы человеческие. Человек неотъемлем от вещественной сущности своего бытия» [4]; при этом именно повседневная, «бытийная» часть предметного мира часто поражает нас своей особой красотой.

Однако эстетичность в повседневной жизни как предмет научного поиска складывалась на протяжении длительного периода времени. Изначально исследование повседневной культуры включало значительный круг предметов, явлений и отношений, которые дали основание рассматривать повседневность в описательном обзоре. В подобной форме осмысления нередко теряется глубинный анализ внутренней сути феномена повседневности, что предопределило ее всестороннее теоретическое осмысление социогуманитарными науками. Подобные тенденции привели к тому, что в теоретическом аспекте повседневность постепенно превращается в одно из всесторонне изучаемых понятий, а непосредственно в философии становится фундаментальной категорией. Так, в течение минувшего полувека тема повседневности рассматривается представителями различных философских школ и насчитывает значительное количество работ, связанных с концептуализацией основных методологических направлений и подходов, обоснованием сущностных характеристик понятия «повседневность».

В целом многообразие исследований в рамках современной философии демонстрирует, что проблемы повседневности являются социально востребованными, а проблемы природы повседневного становятся основой метафизического осмысления присутствия человека в пространстве многообразия бытия и повседневных практик, грани которых в том числе становятся предметом пристального внимания эстетики. Следует также отметить, что важность изучения эстетизации повседневной культуры все более возрастает на фоне очевидной исчерпанности культурной парадигмы XX века и радикального перехода к парадигме информационной цивилизации.

Так, предметом особого научного интереса становятся эстетические аспекты повседневной культуры авторства А. Берлеант, В. Бычкова, А. Бабаевой, Е. Гужи, Б. Дземидока, Е. Дукова, Е. Завадской, В. Зверевой, А. Карлсон, В. Лелеко, К. Мандоки, Н. Маньковской, Т. Середы, Т. Шатуновой и других, к ряду работ которых мы обращаемся в нашем исследовании.

Однако, на наш взгляд, характер и факторы эстетизации повседневности остаются недостаточно изученными, хотя это поисковое направление эстетическо-философской и культурологической мысли сегодня является наиболее актуальным в аспекте постижения сущности бытия личности, общности в условиях перманентно преображаемого мира. Поэтому считаем необходимым уточнить ряд теоретико-прикладных аспектов процесса постижения эстетизации повседневности.

09 Апр 2022 в 23:24. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв