Просмотров 324
УДК 130.2
А. В. Ярошевская
Ф. М. Достоевский – выдающийся русский писатель-классик, философ и гуманист, творческое наследие которого рассматривалось со II половины XIX века и продолжает волновать современных исследователей. Сегодня достоевистика преодолевает рамки литературного анализа и рассматривает творчество мыслителя с точки зрения основных философских концепций, впервые обозначенных в его произведениях и эго-текстах.
Философские взгляды Ф. М. Достоевского можно интерпретировать как введение к экзистенциализму – одному из самых интересных направлений современной философии. Появление экзистенциализма, или философии существования, было обусловлено многочисленными катастрофическими событиями рубежа XIX–XX веков: революциями, мировыми войнами, социальными кризисами, тоталитарными режимами и т. д. Важнейшими в экзистенциализме являются следующие вопросы: интерес к судьбе человека как отдельно взятой личности, а не к глобальным проблемам истории; временность, конечность и абсурдность человеческого существования; свобода личности; ответственность и выбор; основные экзистенциалы – модусы человеческого существования и др.
Ф. М. Достоевский по праву может считаться предтечей философии существования, так как многие аспекты философии писателя позже были восприняты и интерпретированы в экзистенциализме.
В данной статье рассматривается важнейший экзистенциал в философии существования и у Ф. М. Достоевского – «свобода» – в контексте одного из самых неоднозначных произведений писателя «Легенда о Великом инквизиторе».
Актуальность исследования обусловлена непреходящим интересом к творчеству великого русского классика, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в 2021 году.
Важнейшие экзистенциалы «пограничная ситуация», «бунт», «свобода» рассматриваются в работах современных исследователей А. В. Лесевицкого «Ф. М. Достоевский и метафизика „пограничной ситуации”», «Метафизика Великого Инквизитора: свобода или манипуляция?», О. А. Запеки «Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского», О. И. Мочульской «Бунтующий человек», А. З. Штейнберга «Система свободы Ф. М. Достоевского» и др.
Как уже отмечалось ранее, свобода – важнейший экзистенциал в философии существования. «Человек свободен, человек – это свобода», – писал Ж.-П. Сартр в работе «Экзистенциализм – это гуманизм» [10, с. 327]. Философ считал, что «человек осужден быть свободным», так как свобода дается раз и навсегда. Свобода – это возможность быть собой, самому управлять своей жизнью и одновременно огромная ответственность. Значимость свободы – неоспорима, так как «если человек однажды признал, что, пребывая в заброшенности, сам устанавливает ценности, он может желать теперь только одного – свободы как основания всех ценностей» [Там же, с. 340]. М. Хайдеггер в фундаментальном труде «О существе человеческой свободы. Введение в философию» называл проблему свободы «особой проблемой внутри философии» [13, с. 24]. Н. А. Бердяев, размышляя о свободе, утверждал, что «существование личности предполагает свободу. Тайна свободы есть тайна личности» [1, с. 16].
09 Апр 2022 в 23:23. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.