Просмотров 270
В. В. Розанов в статье «Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария» также размышляет о проблеме свободы. Дилемма, сформулированная философом, заключается в противопоставлении свободного выбора и «хлебов земных». Понижение психического уровня в человеке, утрата свободной воли, человеческого «я» – вот цена, которую придется заплатить за дьяволовы искушения. По мнению В. В. Розанова, «Легенду о Великом инквизиторе» до известной степени можно рассматривать «как идею окончательного устроения судеб человека <…> устроения религиозного, исходящего из глубочайшего проникновения в психический строй человека» [9, с. 112].
Что же может предложить собеседник Иисуса взамен Его учения? Он уверен, пишет В. В. Розанов, что рано или поздно человечество отвернется от религии, от «пищи духовной», потому что «боль не согретых членов и голодного желудка заглушит искру божественного в человеческой душе». «Накорми, и люди пойдут за тобой», – говорит инквизитор. Зачем нужна голодным данная Богом свобода? Ведь кончится тем, что они принесут ее «к ногам нашим и скажут нам: «Лучше поработите нас, но накормите нас». Достаточно было Иисусу поддаться искушениям дьявола, превратить «камни в хлеба», и люди последовали бы за ним.
Человек по своей слабости не способен следовать учению Христа и обречен. Но «нам дороги и слабые», и те, кто грешен. И вот этим людям (а их большинство) Великий инквизитор предлагает свою правду, свое «ученье», свое понимание свободы: «Мы дадим им тихое, смиренное счастье слабосильных существ, какими они и созданы», «мы разрешим им грех», дадим прощение, а значит, покой» [4, с. 291]. Тогда счастливы будут все; и только они, служители церкви, – все понимающие и знающие истину хранители тайны, – будут несчастны. Пусть не будет истинного чуда, но будет хлеб; пусть не будет воскрешения, но будет покой при жизни, «ибо если б и было что на том свете, то уж, конечно, не для таких, как они». И здесь, под искушением завладеть судьбами человеческими с помощью «хлеба насущного», «разумеется один страшный, но <…> мощный исход из исторических противоречий: это – понижение психического уровня в человеке», то есть полного лишения его свободы. Инквизитор уверен: если в людскую природу внести изменения, упростить ее «до ясности кротких желаний», понудить личность «в меру знать, в меру чувствовать, в меру желать», то это будет лучший способ «удовлетворить <…> наконец, и успокоить» человека [9, с. 120]. Только тогда можно навсегда победить страдания, сделать человека по-настоящему счастливым без всякой религии.
Особое понимание темы свободы выбора предлагает в своей статье «Легенда о Великом Инквизиторе» С. Л. Франк. Тема эта, отмечает философ, не нова в произведениях Достоевского. Достаточно вспомнить Шигалева из романа «Бесы» и его программу мироустройства, где необходимо передать судьбы всего человечества в руки мудрого правителя (правителей), воспитывать стадность и раболепие в людях, которые неминуемо примут власть и правоту избранных и позволят с их молчаливого согласия арестовать и казнить даже самого Христа!
Основная идея Инквизитора – идея «земного рая», райского безоблачного блаженства, сытого, счастливого, «младенческого» пребывания на земле, освобождения «от проблематики жизни». Отсюда становится понятно, как по-разному видят спасение инквизитор и Христос. Если первый хочет освободить людей от извечной борьбы и войн, от междоусобиц и свободного выбора и, таким образом, поместить «по ту сторону добра и зла», то Христос дарит людям свободу – великий и бесценный, но непосильный, неудобный дар, который единственный и делает человека человеком.
Сокровенная мечта человечества – вновь приобретенный утраченный рай. Об этом говорит Версилов в «Подростке», об этом видят сны Раскольников и Ставрогин, об этом мечтает Шигалев. Все это – проекции земного рая, и все они объединены «отказом от творческой тревоги духа», а через это – признание неполноценности человека, отказ от духовного достоинства. Итак, духовное противопоставляется материальному, «райское блаженство» – свободе выбора, тупая сытость – свободе и духовности, совести, ответственности, нравственности. В качестве «негативного контрапункта» здесь можно привести в пример один из снов Раскольникова, изображающий, по сути, ад на земле. Люди, пораженные странной и неизвестной душевной болезнью, стали одержимы «каждый своей особой верой в добро и зло, <…> истребляют друг друга в страшных религиозных войнах, во всеобщей анархии» [12, с. 245].
09 Апр 2022 в 23:23. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.