Просмотров 9

УДК 18.7.01.78

Е. А. Капичина

Социокультурный процесс второй половины XX – начала ХХI века формирует принципиально новые подходы к рассмотрению художественных практик и искусства в целом. В искусстве постмодерна можно выделить несколько базовых социокультурных тенденций, диктующих пути развития и существования творческого процесса. Во-первых, это технизация всей сферы арт-практик, появление электронных форм творческой деятельности; во-вторых, акционирование всего творческого процесса; в-третьих, визуализация любых творческих действий и проектов; в-четвертых, коммерциализация и конвенциализация арт-практик и практически любых форм творческой деятельности; в-пятых, симулятизация как современный «модус существования» и созидания творческих арт-проектов; в-шестых, массовизация как творчества, так и в целом современной социокультурной среды обитания человека.

Мышление в музыке является процессом структурирования и интерпретации музыкального текста с целью постижения его общекультурных и экзистенциально-субъективных смыслов. Современная музыкальная культура, поляризируясь от элитарно-интеллектуальных опусов до популярно-развлекательной музыки и продукции массовой культуры, порождает парадоксальную ситуацию осмысления музыки как искусства в контексте ее эстетического анализа. Мы имеем ситуацию знаковости, с помощью которой создается, с одной стороны, интеллектуально-математическое опус-пространство, а с другой – невероятная шлягерность массовой культуры, которая порождает новые формы музыкального мышления современного человека. Рассмотрим в нашей статье специфические особенности и основные типы музыкального мышления в современной опус-музыке.

В современной музыкальной культуре возникает принципиально новая революционная ситуация преобразования музыкального мышления: оно становится семиозисным. Семиозисное мышление – это особый тип постижения современной музыкальной реальности, позволяющий структурировать музыкальные тексты и интерпретировать музыкальные смыслы. Оно может быть реализовано как в контексте традиционной музыки, так и, что очень важно, в инновационных практиках современной опус-музыки. Если традиционное понимание музыкального мышления трудно применимо к современным интеллектуальным полистилистическим опусам, то семиозисное оказывается универсальным.

Музыкально-семиозисное мышление – это форма континуального музыкального композиторского мышления-конструирования, специфическими особенностями которого являются: 1) интеллектуально-математическое кодирование музыкальных знаков в форме числа, 2) гипериндивидуализм, 3) полипараметровость, 4) многоуровневость, 5) принципиальная открытость смыслов, интерпретируемых и конституируемых в опус-музыке.

Композиторское мышление второй половины ХХ века является ярким примером реализации современного технического сознания, с помощью знакового конструирования музыкант получает новую возможность в освоении звукового пространства – возможность без ограничений составлять и создавать звуковые тембры. Интеллектуально-математическое кодирование музыкальных знаков в форме числа осуществляется техническим сознанием современных композиторов и превращает музыкальное мышление в некий способ конструирования, подобный инженерному проектированию и математическому алгоритмическому построению неких знаковых структур. В первую очередь необходимо сказать о предельной интеллектуализации музыкального языка и структур музыкального текста. Математические формулы становятся ведущим способом музыкального мышления, расчеты и конструкции, графики и символы – основой музыкального формообразования. Математические техники музыкального языка, такие как новая тональность, новая модальность (например, симметричные лады О. Мессиана), сонорика (как у Д. Лигети), сонористика (у Дж. Кейджа в музыке для одних ударных инструментов), электронная музыка, стохастическая, конкретная музыка, новая пространственная музыка, минимализм, – все это решительно порывает с языком массового человека, с его обыденным «жизненным миром».

09 Апр 2022 в 19:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв