Просмотров 32

УДК 130.2:784

Л. А. Колесникова

Современная культура характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые затрагивают все формы искусства. Развитие информационных технологий оказало большое влияние на современное искусство, и это привело не только к смешению жанров, стилей и видов искусства, но и к изменению эстетических критериев.

Классическое искусство всегда имело целый ряд определенных жанров и специфических требований. У каждого вида искусства был свой уникальный язык. Он помогал публике правильно воспринимать произведение и определять, к какому искусству его следует отнести.

Демократические и свободные настроения в академическом искусстве нивелировали эти правила, что, в свою очередь, привело к общей стандартизации и усилению тенденции к смешению форм, жанров, типов и стилей искусства. Отсутствие границ между массовым и элитарным искусством породило новые формы в вокальном искусстве. Такая разнородная информация, в которой смешано академическое и неакадемическое, дает аудитории возможность за довольно короткий промежуток времени принять и оперную арию, и популярный хит.

Однако это имеет и совершенно иной эффект. Публика не только не смешалась, но, наоборот, разделилась. Чем больше жанров исполнения, тем больше внутри общей вокальной культуры и субкультур. Возникает потребность принять исполнителей разных жанров как целое, поэтому в условиях общих критериев главным выступает популярность, а это, в свою очередь, ведет к коммерциализации. Эталон звучания определяет зритель.

Отсутствие общего эталона сказывается на вокальном искусстве. Некоторая неопределенность в отношении академического вокального искусства объясняется тем, что во времена его формирования главным этическим компонентом было содержание искусства.

Цель данной статьи – раскрыть закономерности построения, выражения и восприятия голосового образа в вокальном искусстве. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть историко-философское осмысление пения.
  2. Показать, как в истории развития мировой культуры происходит формирование современной вокальной культуры.
  3. Выявить механизм самовыражения исполнителя в процессе вокальной деятельности.
  4. Изучить художественно-эстетические особенности голосового образа в вокальном искусстве.
  5. Обосновать синтетический характер голосового аппарата.
  6. Показать взаимосвязь эталона певческого тона и эстетической традиции.

Воздействуя на эмоциональную сферу музыка воспитывала в человеке высокие моральные качества. Музыка, которая была направлена на развитие духовности, мужественности, считалась правильной. Об этом говорит Платон: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного»
[5, с. 103].

Человеческий голос исторически всегда привлекал внимание философов, которые рассматривали и изучали особенности философского осмысления вокального искусства, определяли динамику его сущности и специфику воздействия на слушателей.

У Гомера при упоминании о певцах встречаются слова «божественный» и «богодухновенный». Устами певцов того времени говорили сами боги. Имя музы поэзии Каллиопы переводится как «прекрасноголосая». Древние греки хорошо знали цену пению и певцу: «Петь нужно всем телом. Эта музыкальная энергия поначалу концентрируется в сердце как в конденсаторе воли и только после этого передается голосовым связкам, которые становятся лишь орудием экстериоризации внутреннего музыкального чувства» [4, с. 83].

Аристотель ссылается на Мусея, сказавшего: «Для смертного самое высокое наслаждение – пение» [2, с. 29].

09 Апр 2022 в 19:40. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв