Просмотров 124

УДК 7.01+75.045

Д. А. Левченков

«Символ сознания» – это одно из понятий в «символогии» философов М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского. Несмотря на то, что философия этих двух авторов направлена на исследование природы сознания, их философский подход может быть использован в совершенно разных областях, в том числе и в анализе художественных изобразительных произведений. В этом случае сознание и его формы будут выступать как исходная точка рассмотрения, а любые другие области человеческой деятельности и культуры – как разнообразное содержание сознания, рассматриваемое на предмет того, каким образом оно включается и организуется трансцендентальными структурами сознания, как они символизируют или не символизируют сознание. Все это в первую очередь поможет пролить свет на процесс смысловыражения и смыслопонимания в искусстве. При этом подобный анализ может выступать в качестве дополнительного к языковому, который обеспечивает рассмотрение автоматизированных форм использования языка и процесса коммуникации, но не всегда приводит к пониманию процесса формирования смысла, в особенности в визуальных образах искусства. Наряду с этим для нас важна идея о том, что символизм обеспечивает понимание и осмысление, тогда как «языковость» способствует эффективной передаче информации за счет универсализации языкового кода и его формализации, но не приводит к собственному мыслительному открытию, осознанию.

На данный момент отсутствуют какие-либо исследования произведений изобразительного искусства, где основу анализа составляли бы философские положения «символогии» М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского, что делает представленный анализ произведений живописи актуальным.

К анализу философского наследия М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского обращались Д. Э. Гаспарян, В. А. Конев, Л. А. Клюкина, С. М. Климова, С. А. Нижников. Творчество К. С. Петрова-Водкина исследовали Ю. А. Русаков, Е. Н. Селизарова, В. И. Костин, Е. В. Грибоносова-Гребнева. 

Объект исследования – символизм в произведениях Рафаэля Санти и К. С. Петрова-Водкина.

Предмет исследования – «символы сознания» как основа символизма произведений живописи Рафаэля Санти и К. С. Петрова-Водкина.

Цель исследования – проанализировать произведения Рафаэля и
К. С. Петрова-Водкина на предмет наличия в них символизации сознания как онтологического основания для смыслового идеологического развертывания.

М. К. Мамардашвили критикует идеологизированный символизм, в котором реальность как бы теряет свою автономность и превращается в релятивистскую картину мира. В своей символогии он показывает нам роль трансцендентальных онтологических структур сознания в процессе личного познания индивида. Вся известная культурная обусловленность этого процесса выступает как эмпирические данные, структурирующиеся в символических формах, что в своей совокупности формирует человека и его человеческое культурное бытие.

В изобразительном искусстве, да и в искусстве в целом, мы также можем разграничить языковое пространство как совокупность знаковых элементов с достаточно строгими устоявшимися значениями, стилистических форм и норм, синтаксиса, и символическое пространство, представляющее область свободы и творческого мышления. Но прежде чем мы проведем анализ произведения искусства, а фактически его описание, в котором будем опираться на философские идеи символогии М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского, изложим кратко и сжато, насколько это возможно, основные положения данной символогии.

Прежде всего, понятие символ используется философами исключительно в контексте философии сознания, в котором усмотрение трансцендентальных символов сознания предстает единственным способом его понимания. Жизнь сознания, по мнению мыслителей, не должна пониматься посредством сведения ее к языку, культуре, психическим и физиологическим процессам. Поэтому философы рассуждают о символе, видя в нем нечто, что, с одной стороны, уходит в «структуры сознания» (символизирует сознание, но не тождественно ему) или его формы, а с другой стороны, со стороны психики, может быть символом [1, с. 129]. В качестве примера того, чем является структура сознания, можно привести следующий комментарий философов: «Мы полагаем, что есть такая структура сознания, как „знаковость”» [Там же, с. 114]. Иными словами, знаковость понимается как одна из дискретных структур сознания. «Символ „видится” (или „вспоминается”) как такая странная Вещь, которая одним своим концом „выступает” в мире вещей, а другим – „утопает” в действительности сознания» [Там же, с. 26]. Символы являются вещами сознания, они сами суть понимания и условия понимания, онтологическое основание смысла. «Символы мыслятся нами как репрезентации не предметов и событий, а сознательных посылок и результатов сознания» [Там же, с. 99]. Такие символы философы называют первичными.

09 Апр 2022 в 19:36. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв