Просмотров 124

Таким образом, философская концепция символогии М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского может быть основанием для исследования разнообразных культурных феноменов, в том числе произведений изобразительного искусства, их значения относительно жизни сознания, а также для анализа идеологического содержания произведения, его глубинной, связанной с жизнью сознания составляющей. В произведении Рафаэля «Сон рыцаря», которое некоторые искусствоведы считают прообразом картины К. С. Петрова-Водкина «Сон», весь совокупный текст живописного произведения символизирует нечто в сознании, что, по нашему мнению, как символ-вещь есть «предназначение». Разнообразные аллегории произведения составляют изобразительный язык и представляют вторичную символику. При этом более ранние идеологические тексты, служащие источником, основанием для данного произведения, символизируют в сознании иное (моральный выбор). Работа К. С. Петрова-Водкина «Сон», в отличие от рафаэлевской, символизирует «бессознательное», в чем-то, возможно, близкое к тому, как понимал его З. Фрейд, в понимании автора статьи – символический конструкт, не являющийся символом сознания, но представляющий собой вторичную символику, которая вырастает из неких первичных символов. Символизация психического аппарата присуща и другим произведениям художника. Важную роль в его работах играет цвет как языковое средство, а изобразительный язык содержит в себе различные коды, включая иконописные. Основой идеологического содержания произведений живописца является русский символизм и общая тенденция психологизации в мышлении.  

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мамардашвили, М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 224 с.
  2. Христолюбова, Т. П. Идеи русского символизма как основа художественной картины мира К. С. Петрова-Водкина / Т. П. Христолюбова //  Идеи и идеалы. – 2011. – № 4 (10), т. 2. –  С. 125–130.
  3. Христолюбова, Т. П. Семантика мотива сна в творчестве К. С. Петрова-Водкина / Т. П. Христолюбова // Вестник СПбГУ. Серия 15. – 2012. – Вып. 2. – С. 198–203.
  4. The National Gallery [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/raphael-an-allegory-vision-of-a-knight

 

Левченков Д. А. Символизм сознания в произведениях Рафаэля и К. С. Петрова-Водкина

В статье автор использует положения символогии М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского для анализа символизации сознания в живописных работах Рафаэля и К. С. Петрова-Водкина как онтологического основания смысла и условия понимания художественного произведения. Анализируются идеологическое содержание живописи и элементы художественного языка.

Ключевые слова: символ, симвология, сознание, бессознательное, живопись, аллегория, знак, идеология, язык.

 

Levchenkov D. A. Symbolism of Consciousness in the Works of Raphael and K. S. Petrov-Vodkin

In the article, the author uses the provisions of the symbology of M. K. Mamardashvili and A. M. Pyatigorsky to analyze the symbolization of consciousness in the paintings of Raphael and K. S. Petrov-Vodkin as an ontological basis for the meaning and conditions for understanding a work of art. The ideological content of painting and elements of artistic language are analyzed.

Key words: symbol, symbology, consciousness, unconscious, painting, allegory, sign, ideology, language.

09 Апр 2022 в 19:36. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв