Просмотров 106

Универсальная семиозисная парадигма мышления выражается в том, что структуры мышления как организованно-логические блоки, по сути, являются элементами протекания музыкального сознания. Приходим к выводу, что новаторское музыкальное мышление можно охарактеризовать как семиозисное, которое аккумулирует в себе общие тенденции современной культуры. Данный тип музыкального мышления характеризуется прежде всего способностью кодирования-декодирования и интерпретации смыслоформ, постижением логики динамического движения знаковых музыкальных структур.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Денисов, Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие / Э. Денисов // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М.: Сов. композитор, 1986. – С. 112–136.
  2. Кюрегян, Т. С. Алеаторика / Т. С. Кюрегян // Теория современной композиции: учебное пособие / отв. ред. В. С. Ценова. – М.: Музыка, 2005. – С. 412–430.
  3. Кюрегян, Т. С. Музыкальная форма / Т. С. Кюрегян // Теория современной композиции: учебное пособие / отв. ред. В. С. Ценова. – М.: Музыка, 2005. – С. 266–312.
  4. Кюрегян, Т. Форма в музыке XVII–ХХ веков / Т. Кюрегян. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 344 с.
  5. Лигети, Д. Превращения музыкальной формы / Д. Лигети // Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: сборник статей / сост. Ю. В. Крейнина. – М.: РИИ, 1993. – С. 167–189.
  6. Лигети, Д. Форма в новой музыке / Д. Лигети // Дьёрдь Лигети. Личность и творчество: сборник статей / сост. Ю. В. Крейнина. – М.: РИИ, 1993. – С. 190–207.
  7. Мартынов, В. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности / В. Мартынов. – М.: Классика – XXI, 2008. – 288 с.
  8. Переверзева, М. К проблеме классификации алеаторных форм [Электронный ресурс] / М. Переверзева // Израиль XXI. – 2011. – № 28 (июль). – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20170110070058/http://21israel-music.com/Aleatorika_
    htm
  9. Переверзева, М. Мобильная форма: единство через многообразие [Электронный ресурс] / М. Переверзева // Израиль XXI. – 2012. – № 32 (март). – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20160805115526/http://21israel-music.com/Mobils.htm
  10. Холопов, Ю. Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века [Электронный ресурс] / Ю. Н. Холопов. – Режим доступа: http://www.kholopov.ru/prdgm.html#fn22
  11. Brown, E. Some Notes on Composing (1963) / E. Brown // The American Composers Speak. A Historical Anthology, 1770–1965 / ed. by G. Chase. – Louisiana State University Press, 1966. – Р. 299–305.
  12. Smith Brindle, R. The New Music. The Avant-garde since 1945 / R. Smith Brindle. –Oxford University Press, 1987. – 234 р.

 

Капичина Е. А. Музыкальное мышление в современной опус-музыке: специфические особенности и основные типы

В статье анализируется современное музыкальное искусство в контексте эстетического и искусствоведческого подходов. Рассматриваются специфические особенности и основные типы композиторского музыкального мышления в опус-музыке второй половины ХХ века. На примере алеаторного типа музыкального мышления раскрываются ключевые характеристики композиторского мышления как семиозисного.

Ключевые слова: опус-музыка, семиозисное мышление, алеаторика, мобильная форма, вариабельная форма, модульная форма.

 

Kapichina E. A. Musical Thinking in Modern Opus-Music: Specific Features and Main Types

The article analyses contemporary musical art in the context of aesthetic and artistic approaches. The specific features and main types of composer’s musical thinking in opus music of the second half of the 20th century are considered. The example of the aleatoric type of musical thinking reveals the key characteristics of composer thinking as semiosine.

Key words: opus music, semiozis thinking, aleatorics, mobile form, variable form, modular form.

09 Апр 2022 в 19:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв