Просмотров 100

Перечисленные особенности музыкально-семиозисного мышления реализуются в конкретных типах композиторского мышления второй половины ХХ века. Музыкальное мышление современной опус-музыки можно классифицировать по определенным типам, соответствующим ключевым направлениям опус-музыки. Это: 1) алеаторный тип музыкального мышления, 2) акционистско-драматургический тип мышления; 3) бриколажный и 4) репетитивный тип минималстического мышления; 5) алгоритмический и 6) интерпретативный тип технического мышления, а также 7) полистилистический тип музыкального мышления. Кроме этого, нужно еще раз подчеркнуть, что, как все техники и способы творчества в современной культуре, данные типы музыкального мышления синтезируются и объединяются, порождая новые пути эклектично-экспериментального отношения ко всем ценностям существующей культуры. Рассмотрим специфические особенности композиторского мышления на примере анализа алеаторных музыкальных форм.

Появление алеаторики в музыкальной композиции ХХ века знаменует совершенно новую веху в развитии музыкального мышления-конструирования и одновременно, казалось бы, снимает вопрос формы полностью. Алеаторика вызывала интерес у крупных композиторов ХХ века как метод сочинения, допускающий элемент случайности в тексте и структуре произведения с целью усиления непосредственности его исполнения и восприятия. Неопределенность очертаний сочинения в целом или отдельных его элементов заметно оживляет исполнение сочинения и способствует поиску новых средств выразительности, а также в каждом случае разных форм. Мобильность текста дарует музыканту возможность представить собственную интерпретацию произведения, опираясь на собственный художественный вкус и опыт. Алеаторный тип мышления абсолютизирует случайность музыкальных метаморфоз, наполняет композицию жестко расчлененной, раздробленной и рассредоточенной субъективностью, а место произведения занимает произвол мгновенного, изменчивого и капризного выбора исполнителя. Случайность противоречит веками соблюдаемому закону opus perfectum et absolutum и идее формы как некоего завершенного, единого и органичного целого, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено. Как писал Д. Лигети, алеаторная форма «не имеет направленности и не развивается, а отдельные моменты в ее границах принципиально взаимозаменяемы и по своей функции, и по месту своего расположения» [6, с. 198]. Но хаос имеет свойство самоорганизовываться, становиться хаосмосом, так и в алеаторном мышлении, изменчивость представляет особую музыкальную философию: она воплощает неизменное через меняющееся, символизирует единое в своей основе через многообразие его форм и отражает идею возникновения мира (перехода хаоса в космос). Именно возможность трансформаций и метаморфоз привлекала художников ХХ века к алеаторным типам музыкального мышления. Пьер Булез заложил теоретическую основу техники aléa, написав одноименную статью и ряд алеаторных сочинений; впоследствии многие композиторы России, Европы и США обращались к той или иной форме алеаторики.

Существуют разные подходы к классификации алеаторных типов композиции, к примеру, В. Холопова делит их на два вида: общие и местные алеаторные формы. К общим относятся такие формы, которые предполагают несколько вариантов композиции по усмотрению исполнителя, это «неограниченная алеаторика», или алеаторика всей композиции. Так, например, Фортепианная пьеса № 11 К. Штокхаузена (1956) состоит из 19 нотных групп, допускающих их произвольную перестановку, с различной протяженностью во времени. Либо «открытая форма» в произведении «Цикл для одного ударника», здесь Штокхаузен предусмотрел не только перестановку страниц, но и перевертывание их «вверх дном». К местным формам относят построения на основе алеаторики одного или некоторых разделов формы. Такую форму называют «ограниченной» (контролируемой) алеаторикой. Ее авторство приписывают В. Лютославскому, который в своей двухчастной Второй симфонии при строго выдержанном крупном плане формы большую часть местных разделов построил алеаторно.

09 Апр 2022 в 19:46. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв