Просмотров 30

При этом сфера нравственности, как отмечает Е. Гужа, «в условиях тотальной приватизации жизни для отдельного человека теряет приоритет интерсубъективной направленности. Возникает такое явление, которое получило название „эстетизация этического”. Единственное, на что может опереться отдельный индивид в своей стратегии самосозидания, это эстетическое переживание событий внешнего мира и жизни его самого» [1, с. 8].

Экспансия эстетического начала в повседневную жизнь, активно реализующаяся последние десятилетия, заставила говорить об эстетизации повседневной жизни не только специалистов по эстетике, но и представителей других социогуманитарных наук. Так, западногерманский социолог Г. Шульце говорит о социальных отношениях, которые сложились в 80-х годах ХХ века как об «обществе переживаний», где одной из главных ценностей жизни является возможность испытывать положительные и разнообразные переживания, среди которых важнейшими являются переживания эстетические [10, с. 33]. Проявляется обеспокоенность качеством субъективных переживаний и созданием комфортного, эстетико-выразительного пространства бытия. При этом непосредственное включение человека в оформление эстетического пространства своей повседневной жизнедеятельности относят к творческому началу личности, способному проявить эстетическое отношение к миру в любой сфере деятельности.

Современная философия признает, что феномен эстетизации проявляется на всех уровнях социальной организации, в момент, когда человек соотносит свои ценности, результаты и достижения с понятиями, формирующими тезаурус эстетики.

Однако сущность пространства повседневности сложна и многогранна. Сама повседневность несет в себе определенные эстетические смыслы. В ее нише не только формируются представления человека о красоте, но и человек порождает новые эстетические измерения бытия. Современный человек уже не просто стремится сделать комфортной свою жизнь, он уже подготовил соответствующую устремлениям основу: созданы определенные социально-экономические условия, подготовлена материально-техническая база, сформированы повседневные потребности. Эстетизируя окружающий мир, человек формирует то культурное пространство, которое становится его повседневным миром. Следовательно, эстетика повседневности – это мир выразительных форм повседневной жизни, это «картина» обыденного эстетического сознания и своеобразие его воплощения в предметной и духовной деятельности.

Изучение эстетической составляющей обыденного пространства дает возможность проанализировать характер формирования и распространения вкусов на все то, что окружает нас в повседневной жизни. Такой подход дает основание для расширения понимания эстетизации повседневности, которая является сложным переплетением различных порядков: культурных инноваций, социальных стандартов, законов, формирования нового типа телесности, образа жизни, ежедневных социальных практик и т. п.

Исследователь эстетизации современной социальной реальности Т. Шатунова рассматривает ряд глобальных причин, приведших с необходимостью к эстетизации социокультурного пространства, а именно:

  • развитие товарно-денежных отношений, влекущих необходимость эстетически оформить любой товар;
  • динамика индивидуализации на фоне тотального омассовлення общества и человека;
  • необходимость сохранять и утверждать свою индивидуальность в социуме, нивелирующем личность;
  • зрелый характер современной культуры, функционирующий как память человечества: память всегда эстетизирует;
  • перемещение из центра на периферию культурной картины мира субъекта целерационального поведения (героя раннего и классического модерна);
  • смена «этоса» поведения современного человека: переход от этоса служения и долга к этосу удовольствия (наслаждения);
  • необходимость приложения усилия, чтобы быть современным (художественная обработка себя);
  • кризисное состояние современной культуры, где красота занимает место метафизических абсолютов, поскольку ее трудно заподозрить в метафизичности [6, с. 32].

Данная систематизация, безусловно, не претендует на полноту и всеохватность процесса эстетизации современного социокультурного пространства, однако широта представленной панорамы явлений отражает направленность интеллектуального поиска современной науки.

09 Апр 2022 в 23:24. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв