Просмотров 30

Как нами отмечалось выше, становление глубинного, всестороннего понимания сути и значения повседневности в философии складывается крайне медленно. Так, восприятие повседневности как отправного элемента жизнедеятельности человека, сложно осознаваемого им самим, который влияет на все сферы его бытия, сформировалось в середине прошлого века. В это время делается попытка дать целостный анализ сущности повседневности, ее структуры, пространства. Так, по мнению В. Бычкова, повседневность является «характеристикой будничной, рутинной части (большей по времени) жизни человека, которая в силу своей тривиальности, примитивной утилитарности, серой обыденности, монотонности остается практически не замеченной самим человеком (и его окружением), протекает автоматически, как правило, не фиксируется сознанием» [3]. Становится принятым рассматривать повседневность как постоянно воспроизводящийся, мощный пласт отношений, ценностей, как постоянную систему человеческих забот.

Одной из первых форм осознания значимости мира повседневности и отражения его в жизни человека стало искусство, а именно тот момент средневековья, когда впервые появляются художественные картины на темы обыденной светской жизни. Благодаря искусству повседневная жизнь человека, окружающий мир вещей обращают на себя внимание и привносят противоречие в ортодоксальную христианскую традицию мировосприятия, становятся приметой «духовного кризиса эпохи», переориентации сознания с духовных ценностей на материальные. С другой стороны, таким образом подчеркивается амбивалентность природы повседневности, утверждается включенность в нее различных сторон человеческой деятельности.

Начиная с эпохи Возрождения искусство превращается в особый вид практически-духовной деятельности. Характерная для Средневековья христианская любовь теперь распространяется и на человека, и на среду его обитания. Весь мир как творение Божие становится достойным благоговейного почитания. Закономерно возрастает интерес к изображению индивидуального телесного бытия сначала святых, затем человека, наконец – его природного окружения, в котором усматриваются черты прекрасного. Обыденный мир при этом продолжает мыслиться как убогий, полный несовершенства и дисгармонии. Красота не представлялась его внутренним содержанием, а утверждалась как то, что привносится извне, как прерогатива божественного промысла.

09 Апр 2022 в 23:24. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв