Просмотров 136

В 1990-е гг. основной массив научных работ в зарубежной историографии касался изучение влияния тоталитаризма и на историческое развитие страны Советов в дискурсе вертикальной коммуникации «власть – общество». Параллельно представители третьего поколения школы «Анналов» продолжили исследование социально-антропологической истории. Интерес вызывают работы Ш. Фицпатрик, посвященные исследованию смыслов и стратегии выживания крестьян в специфических социально-политических условиях коллективизации. В предметное поле исследования истории повседневности она внесла такие аспекты сугубо частного и официального (публичного) в жизни человека, как торговля, путешествия, праздники, анекдоты, поиск квартиры, получение образования и работы, карьерный рост, заключение брака, воспитание детей, жалобы, доносы, попытки противостоять врагам и т. д. [56].

Среди комплексных работ по истории советской повседневности отметим монографии Дж. Боффа и А. Синявского, а конкретно-исторические исследования представлены трудами канадского ученого Б. Боцюркива об уровне религиозности населения в послевоенный период [57–59]. Проблему влияния системы образования на формирование характера советских граждан изучал Дж. Авис [60].

В начале 2000-х гг. и до настоящего времени новая парадигма исследований обусловила переход к третьему этапу развития исторических исследований украинских ученых. В современной социальной истории украинской историографии сохранилась активная тенденция национально ориентированной социальной проблематики, национального противостояния по линии «центральная союзная власть / ситуация в Украинской ССР», что привело к вводу в научный оборот достаточно большого количества работ о репрессивной политике советской власти на Украине [61–62].

В то же время объективной основой для более глубокого анализа исторических процессов и событий стало открытие новых архивных документов, совершенствование понятийно-категориального аппарата истории, использование междисциплинарных методов исследований, утверждение в методологии ценности антропологически ориентированной истории, культурологических разведок, микроистории, «устной истории», а также развитие источниковедческой базы исследований. Одним из первых альтернативу национально-государственной парадигме историописания представил А. А. Удод, который утверждал, что главным для историка является постижение характерных для определенного исторического периода мира идей [63–64]. Историографический обзор работ по истории повседневности, методологический концепт и круг документального обеспечения для исследований предложила А. А. Коляструк [65]. Однако преимущественно концептуально-теоретический и методологический компонент в работах украинских исследователей оставался во многом заимствованным из трудов российских историков.

Как предмет интересов украинской историографии проблематика социальных девиаций появилась только в начале ХХI в. Исследованием «истории низов» занимался В. П. Швидкой, который на основе анализа фактологических и статистических данных 1950-х гг. обосновал наличие в социальной структуре советского общества присутствие такого слоя, как бродяги и нищие, и такое социальное явление, как бродяжничество и попрошайничество [66].

Интерес к альтернативным подходам к изучению повседневной жизни проявился в росте количества диссертационных работ. Я. Н. Кунденко и С. П. Петрущенков анализировали теоретические основы дефиниции повседневности, О. Б. Пенькова – праздники и традиции украинцев, а В. В. Мичуда – быт и досуг сельского населения Украины в послевоенный период (1945–1953 гг.) [67–70]. Динамика настроений и морального состояния населения Украины в послевоенный период (1945–1953 гг.) исследована в диссертации В. В. Кононенко [71]. Отношение населения Украинской ССР к процессам десталинизации (1953–1964 гг.) стало предметом диссертационного исследования Н. В. Брегеды [72]. Социальные и культурные аспекты повседневной жизни граждан УССР в 1953–1964 гг. изучала О. В. Тевикова [73].

09 Дек 2019 в 10:58. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв