Просмотров 375
УДК 130.2:78.01
Н. А. Бардаченко
Идея о метамодерне как новом культурном явлении возникла сравнительно недавно. Еще в конце XX века постепенно сложилось множество научных дискуссий о завершении эпохи постмодерна либо о значительной ее трансформации. В попытках дать определение наступившему времени исследователями были предложены различные термины: пост-постмодерн, перформатизм, гипермодерн, автомодерн, диджимодерн, альтермодерн и другие [4].
Вот уже несколько последних десятилетий в научной среде все чаще возникает понятие «метамодерн». На сегодняшний день эта концепция стала своеобразной попыткой определить актуальную социокультурную действительность. И если теоретической основой идей постмодернизма как предтечи метамодерна служат труды таких мыслителей, как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр, Ж. Лиотар и другие, то метамодерн является новой и малоизученной концепцией, представленной в первую очередь в работах Т. Вермюлена и Р. Аккера, что и актуализирует изучение данного вопроса.
Исследователи метамодерна определяют его суть на основе сравнительного анализа предшествующих парадигм – модерна и постмодерна. Именно на такой компаративистике модерна и постмодерна строится основная идея метамодерна.
Модерном обычно определяют совокупное обозначение исторической эпохи нового и новейшего времени, которое возникло на рубеже XIX и XX веков, и предпосылкой которого во многом стал научно-технический прогресс. Он возник на основе классических философских течений и сформировался в ракурсе таких явлений, как индустриализация, урбанизация, секуляризация, развитие государственных институций и гражданского общества с характерными для него особенностями философии, культуры, социального развития, искусства. Предтечей модернизма можно считать философию рационализма, выражающую идеи о независимости и активности субъекта, научности философского познания и категориальном характере языка философии, выраженные еще в идеях Бэкона, Декарта, Канта [3].
Идеи модерна сложились как противопоставление традиционному обществу, в основе идей которого лежит, во-первых, доминирование традиций над инновациями, а во-вторых – опора на религиозное или мифологическое оправдание этой традиции. Наука постепенно конституируется как автономная сфера общества и превращается в самостоятельный комплексный атрибут социальной реальности.
Постмодерн, в свою очередь, возник как реакция на кризис всех основных идей и принципов модерна. При этом следует заметить, что любой такой переход к новой парадигме всегда связан с кризисом господствующего мировоззрения, выраженным в неспособности цивилизации решать возникающие перед ней проблемы.
16 Июн 2020 в 09:56. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.