Просмотров 289

И. А. Ененко

Работа доктора философских наук, профессора В. К. Суханцевой «Музыка как мир человека» [3] рассматривает проблему места музыки в общекультурном пространстве человека. Есть художники, творческий стиль которых не может быть объектом исключительно историко-музыкального исследования, но становится явлением человеческой культуры как сплошной и непрерывной области человеческого бытия. Д. Шостаковича можно понять только на протяженности историко-музыкальной дистанции и эволюции творчества от его прямого предшественника И. С. Баха. Именно поэтому предлагаемая статья основана на сопоставлении двух этих удалённых по времени, но объединённых в едином пространстве культуры художников.

И. С. Бах (1685 – 1750)

В дневнике Ф. Достоевского есть такие строки: «Если бы кончилась Земля и спросили там где-нибудь людей: „Что вы, поняли вашу жизнь на Земле, и что об ней заключили?” – то человек мог бы молча подать „Дон-Кихота”» [1, с. 310].

Думается, что человек мог бы молча подать и сочинения Баха и Шостаковича. А. Швейцер в своей фундаментальной книге о Бахе пишет, что есть субъективные и объективные художники. Те, которые идут наперекор времени и сами создают себе закон. Таковы Р. Вагнер, Л. Бетховен, И. С. Бах – художник объективный. Его жизнь и переживания не являются единственным источником творчества, и сущность его произведений не объясняется судьбой творца. Искусство таких художников не безлично, но сверхлично. Это звучащее мироздание, внутри которого достигаются вершины человеческого духа, и поэтому они не привязаны ни к эпохе, ни к историческим фактам. Швейцер пишет, что «мысль о том, что эту музыку можно исполнить десятью пальцами на ста клавишах, кажется кощунственной», настолько она превышает своё прикладное воплощение. Стиль Баха опирается на мощные пласты культуры. В основе баховской универсалии лежит завершённая картина мира (пифагорейско-платоновского мира), где идея не противоречила вещи, число выражало сущность, а математика была одновременно космологией, логикой и искусством.  Менялись исторические события, но мощный стержень удерживал картину мира в единстве. Этим стержнем были логос и число, в которых идеально уравновешивалось логическое и чувственное [5, с. 571].

С конца XVI века идет бурное развитие науки, меняются представления об устройстве мира. Николай Коперник и Иоганн Кеплер открывают закон движения планет, Галилео Галилей разрабатывает основы динамики и закон инерции. Однако все эти научные открытия не нарушали гармонии восприятия мира божественного устройства.

16 Мар 2018 в 11:30. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв