Просмотров 1,017
УДК 792.01
Л. В. Федечко, Г. Н. Михайлюк-Филиппова
Современные тенденции, которыми отмечены культуротворческие и культурообразующие процессы на Луганщине, во многом определяются исторически знаковыми явлениями и событиями, повлиявшими на становление региональной самобытной культуры и искусства.
Исторический генезис луганского театра как культурного феномена сегодня остается актуальной областью научных исследований и требует определения отдельных проблем научного анализа.
Становление и развитие луганского театрального искусства, отдельные яркие события и целый ряд выдающихся режиссеров и актеров, которых по праву следует назвать корифеями сцены, позволяют дать объективную оценку данного культурного феномена как самостоятельного и значимого явления в контексте культурного пространства региона.
Авторы исследования ставят перед собой цель рассмотреть актуальные вопросы культурно-исторического генезиса театрального искусства Луганщины, проанализировать основные этапы его становления, осмыслить художественно-стилистическую и эстетическую направленность театров.
Становлению театральных традиций Луганщины, созданию Ворошиловградского государственного областного русского драматического театра (5 мая 1939 года), ныне – Луганского академического областного русского драматического театра им. П. Б. Луспекаева, предшествовала огромная предыстория, корни которой уходят в ХІХ столетие.
На наш взгляд, представляется совершенно закономерным театральное движение в нашем крае, ибо велика была тяга к искусству людей, живущих на родине двух апостолов славянской культуры – В. Даля и Б. Гринченко, в крае, который взрастил поэтов В. Сосюру и М. Матусовского, певцов И. Поторжинского и Б. Руденко, кинорежиссеров Н. Мащенко и А. Птушко и многих других.
Из воспоминаний луганчанина, народного артиста РСФСР Л. М. Прозоровского, в то время тринадцатилетнего ученика медно-токарной фабрики Каминера на Канавской улице (ныне – ул. Свердлова):
«…Луганск. Постоянно утопающая в пыли и грязи Базарная площадь, на которой стоял большой полуутепленный сарай, принадлежащий владельцу пекарни Степану Блинову, человеку предприимчивому и оборотистому. По чьему-то совету, он пристроил к сараю сцену с артистическими уборными, ближе к сцене устроил шесть лож для местной «аристократии», поставил 18 рядов стульев и даже соорудил балкон на 60 человек. Образовался зрительный зал на 480 мест. И вот, в конце сентября 1893 года, в сухой погожий день, в городе появились афиши, на которых по ярко зеленому фону красными буквами было напечатано: «3-го октября, с дозволения начальства, в театре купца Степана Блинова начнутся гастроли товарищества малороссийских артистов при участии всемирно известной артистки Марии Александровны Калины. Для открытия гастролей будет представлена «Наталка-Полтавка», оперетта в 3-х действиях И. Котляревского. Роль Наталки исполнит М. А. Калина» (здесь и далее в цитируемых источниках сохранена стилистика и орфография оригиналов. – Л. Ф., Г. М.-Ф.).
09 Дек 2019 в 10:29. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.