Просмотров 94

Явления, связанные со словом, интуитивно и остро чувствовал древний русич, который многие знания получал через родное слово. В этом отношении русский народный календарь дает удивительный материал: сплав научных и природно-интуитивных данных в славянском слове. Признаки – приметы, на которых он выстраивается, отражают подлинно научные знания носителя древнего слова о мире. Так, о 29 июня (день св. Тихона Амофунского) в народе говорят: «С Тихона солнце идет тише». По свидетельству астрономов, солнце в эту пору «и взаправду идет тише»: к концу июня Земля сбавляет скорость движения вокруг Солнца по сравнению со скоростью на 1 января на 3600 км/ч. При этом наблюдается изумительное взаимодействие реального и мифологического планов, ибо древнему русичу было присуще мифопоэтическое сознание2. Дань христианскому сознанию выступает как обращение к св. Тихону в молитве, основанной на игре слов: «Святой Тихон, утиши Господи болезни и вся недуги „зубные”» [3, с. 72].

Более определенно их предчувствовал русский гений М. В. Ломоносова. Впрочем, наиболее яркие, первые славянофилы, которые в воззрениях на родной язык шли своей дорогой независимо от западноевропейской науки, в своем творчестве активно развивали идеи о духовной сущности русского языка, исходя из славяно-русских архетипов.

В целом же издревле проблема слова существовала как самая острая онтологическая проблема: слово – знак, слово – вещь, слово – мысль, слово – дело, слово – жизнь. В раннем русском средневековье словом называли «проповедь», «повесть». Уже древнерусские философы (XI – XII века) толковали мир, исходя из самого слова (см. «Шестоднев» разных редакций). Классика русской философии исходила из рефлексии на слово, выстраивая концепцию мировосприятия, на которой определенно стояла печать русскости.

Все эти и близкие им идеи, достижения отечественной науки в доступной форме должны быть поданы и разъяснены в русской школе и вузе, ибо наша школа (и в широком смысле слова) имеет свой путь. Русское образование теснейшим образом связано с особенностями русской ментальности, с ее православным вектором. Последняя, независимо ни от чьего желания, явно противостоит западноевропейской3, в прокрустово ложе которой стремятся определить нашу школу (речь идет исключительно об истине, а не каком-то превосходстве, в чем модно стало упрекать нашу науку, пытающуюся всячески сбросить с себя навязанные приверженцами западноевропейской культуры вериги чуждых ей схоластики и пустословия).

01 Ноя 2018 в 12:44. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв