Просмотров 107
УДК 130.2
Н. И. Новак
Традиция является незаменимым компонентом существования культуры, ее фундаментальной основой. Так, в частности, традиция у отечественного мыслителя Э. С. Маркаряна представляется как «выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной передачи аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» [3, с. 154]. Традиция – это определенные социокультурные практики, воспроизводящиеся людьми в рамках определенной культурной парадигмы, а как фундаментальная основа культуры она обеспечивает сохранение ценностных ориентиров в обществе.
Проблемное поле изучения традиции в рамках сегодняшней цивилизационной парадигмы представлено в знаменитой работе американского философа и политолога Ф. Фукуямы «Конец истории и последний человек» [9]. В данной работе мыслитель опирается на идею о распространении в мире демократии западного образца, что приведет к концу войн и революций, которые были продиктованы различными идеологиями, что в итоге приведет к концу философии и искусства. Однако в данной работе просматривается именно конец истории в появлении однополярного мира с развитием одного типа культуры и насаждением его во всех культурах, приводящих к низвержению национальных особенностей развития цивилизаций и их идентичности. Однако следующей проблемой данной тенденции представляется разрушение традиций как определенных особенностей существования культур, что превращает их в бездуховную форму. Традиция в перспективе сегодняшнего дня в использовании ее без ценностной основы превращается в симулякры, которые представлены у Ж. Бодрийяра знаками, не имеющими в реальности оригинальности и являющиеся копией чего-либо, и выдают себя за реальный объект, искажая саму идею существования традиции [1]. Следовательно, традиция в современном социокультурном пространстве представляется мертвой оболочкой, отражающей ее поверхностный смысл, но не затрагивающей ее ценностную основу и духовное начало для человека.
Таким образом, традиция в перспективе современной культуры представляется как вечное копирование готового образца культуры посредством игры и иронии, разрушающее ее ценностную основу, что стоит у истоков появления симулякров, порождающих гиперреальность.
Во многом для выхода из данной ситуации в концептуализации традиции как важного элемента культуры следует обратиться к ее ценностной основе. Так, В. В. Патерыкина отмечает: «Сакральное – неотъемлемая составляющая культуры, потому что через сакральное сохраняются признаки наследования традиций, которые, в свою очередь, и сохраняют иерархию абсолютных ценностей» [6, с. 142]. И далее: «В контексте смысловой нагрузки сакрального как направленного вектора для всего многообразия смыслосодержащих ориентиров сакральное достойно того, чтобы сравняться с мировоззрением. Учитывая структуру мировоззрения как совокупность знаний и ценностей, сакральное тоже „пропитано” и знаниями, и ценностями» [Там же, с. 141].
Во многом жизнеспособность традиции как некоего духовного кладезя обеспечивает существование в ней сакрального в качестве особого компонента, способствующего сохранению ценностных ориентиров. Данная идея во многом может обеспечить жизнеспособность творчества не только как создания материальных продуктов, но и как духовного элемента культуры. Так, современный мыслитель В. М. Шелюто утверждает: «Человеческое сознание в поисках свободы и смысла жизни способно преодолеть повседневное, сиюминутное, «человеческое, слишком человеческое» и обрести истинное понимание сакральных ценностей. Слепая привязанность к благам этого мира перестает в этом случае быть определяющим фактором в отношении мыслей и поступков человека. Сознание человеческой личности в процессе духовного развития качественно преображается. Оно отвлекается от сиюминутного, вещественного и материального начала и концентрируется на духовных ценностях» [10, с. 124–125].
Таким образом, человек, опираясь на духовные ценности, запечатленные в традиции, способствует преобразованию культуры, обеспечивает ее жизнеспособность как духовного явления. Иными словами, когда деятельность человека опирается не на поверхностную оболочку традиции, а на ее внутреннюю, ценностную установку, тогда происходит преодоление кризиса культуры как порождения симулякров и симуляций, что придает ей смысл и ценностную установку бытия.
Во многом указанные тенденции в понимании традиции постепенно проявляются в новом течении – в метамодернизме. Данный термин вводят современные мыслители Р. ван ден Аккер и Т. Вермюлен в своем эссе «Заметки о метамодернизме». Так, по их мнению, данное течение представлено в виде колебаний между модерном и постмодерном, их основными концепциями бытия. Именно колебания как один из главенствующих векторов развития метамодернизма способствуют более глубокому анализу традиции в современной культуре.
16 Июн 2020 в 09:36. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.