Просмотров 32

Следует почеркнуть, что еще во второй половине ХІХ века возникает движение за возрождение целостного подхода к формированию предметной среды. Начало этого периода связано с именем Уильяма Морриса, английского художника и писателя, выдвинувшего романтически-утопическую концепцию искусства целостного проектирования и создания среды («красоты земли»). Под влиянием его идей во многих странах зародилось движение за единство искусства и техники. Особое значение это движение приобрело в России в начале XX века. Функционализм художественной культуры в XX веке провозгласил основой человеческие и общественные потребности. Жизненные процессы, обращенные в планы и пространственные структуры сооружений, диктовали экономную концепцию и пластику, и это создавало иллюзию, что все, что хорошо функционирует, хорошо выглядит.

С функционализмом связано уточнение функции предмета, выработка наиболее целесообразных, т. е. удобных, красивых и экономичных образцов для массового производства. Характеризуя истоки этого движения единства искусства и техники, Жеральд Гассио-Таламбо подчеркивал, что никогда ранее изготовление предмета не зависело в такой мере от властных требований массового покупателя, одновременно и влияющих на продукцию, и подвергающихся воздействию новых орудий, приборов и машин. В этот период промышленный характер производства и породил те противоречия, которые с неизбежностью вызвали появление авангардного искусства.

С начала XX века произошли глубокие изменения в отношениях между собственно художником и тем, кого еще несколько лет тому назад именовали художником-декоратором. В XX веке возникли первые художественно-промышленные союзы. Выставка Немецкого Веркбунда в Кельне в 1914 году оказала сильное воздействие на практику европейской художественной промышленности и на становление методов изобразительного искусства. Веркбунды были также созданы в Австрии, Швейцарии, аналогичные объединения возникли в Англии, Франции, США. Впоследствии это движение преобразовалось в движение за конкретное искусство.

Движение за конкретное искусство было основано в Италии Атанасио Солдати, Жильо Дорфлесом, Бруно Мунари, Джанни Моне с целью популяризации нефигуративного искусства, и в частности абстракционизма, преимущественно геометрической ориентации, свободного от каких-либо подражаний и связей с внешним миром. Одним из ярких его представителей был Василий Кандинский. Художник писал: «Чем свободнее абстрактный элемент формы, тем чище и притом примитивнее его звучание». Сама форма, даже если она совершенно абстрактна и подобна геометрической, имеет свое внутреннее звучание, является духовным существом с качествами, которые соответствуют этой форме. Так, форма в более узком смысле есть не что иное, как отграничение одной плоскости от другой. Такова ее внешняя характеристика. Однако во всем внешнем обязательно скрыто и внутреннее, соответственно каждая форма имеет внутреннее содержание. Если форма оставляет нас равнодушными и «ничего не говорит», то этого не следует понимать буквально. Не существует формы, как и нет вообще ничего на свете, что бы ничего не выражало. Но это значение часто не доходит до нашей души – и именно тогда, когда связанное само по себе безразлично им, точнее говоря, применено не там, где следует.

Его идеи очень близки французским философам Анри Фосийону и Этьену Сурио, которые размышляли о создании науки о художественных формах. Центр тяжести, по мнению В. Кандинского, лежит в области «формального». Жизнь форм осуществляется в материальной среде, и формы не являются простыми абстрактными схемами. Они телесны. Эта телесность приобретается в материале, с помощью инструментов, руками человека. Поэтому, хотя одна и та же форма сохраняет свою меру, она изменяет свое качество в зависимости от материала, инструмента и руки. Здесь, бесспорно, сказывается влияние человека на формы.

29 Сен 2023 в 20:56. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв