Просмотров 32

Известно, что нет чистых и абстрактных форм, кроме как на уроках геометрии в школе. Существуют предметы и явления, имеющие содержание и форму. Отрыв формы от вещей приводит к противозаконному абстрагированию, к одностороннему раздуванию формы и в результате – к неправильному пониманию мира и вещей. Абсолютизация формы привела бы к неправильному пониманию искусства, к полному, по существу, отрыву художественного развития человечества от общественно-исторического процесса, от социальных условий жизни человека.

Этого не мог допустить Э. Сурио, который в конечном итоге признавал необходимость социологических исследований в искусстве, чтобы избежать одностороннего истолкования художественного творчества. Сам философ предлагает начинать анализ художественного произведения с его материальных компонентов. Данное требование не является случайным, а лежит в основе составленной им системы классификации искусств. Стремление ряда видных представителей нового реализма исходит из анализа реальных фактов искусства, рассматривая прежде всего его «вещную» сторону. Исследователи призывают изучать его объективные связи с обществом, что, однако, не было свидетельством их материалистических убеждений. «Реальная» ориентация в большинстве случаев порождалась позитивистскими и феноменологическими исходными позициями. Близость Сурио, например, к феноменологии объясняет, почему «реальное» понимание исследователем произведения искусства как сотворенной художником новой системы связей и отношений дополнялось его характеристикой как системы «замкнутой и составляющей целый универсум». Рожденный искусством мир форм, по мнению философа, и должна изучать теория и история культуры.

Как отмечает Л. Б. Мизина: «Исследователи проблемы формы и содержания часто ссылаются на античных философов и Г. В. Ф. Гегеля в разрешении вопроса о внутренней и внешней форме. Однако, если обращаться к философско-эстетической традиции исследования заявленной проблемы, мы вновь столкнемся с невероятной метаморфозой понятия «форма». Скажем, ссылаясь на Плотина, отметим, что в его теории встречается понятие «внутренняя форма» («внутренний эйдос»)» [4].

В своей монографии Л. Б. Мизина подчеркивает, что в современной эстетике понятие «внутренняя форма» определяется в своем отношении к понятию внешней формы. Здесь работает элементарная логика: если существует внутренняя форма, то должна существовать и внешняя. Между тем, как отмечает философ, Плотин, используя понятие «внутренний эйдосос», в целом ничего не говорит про «внешний эйдосос» [4].

Всякий, кто хочет понять мир форм, должен осознать реальное развитие жизненного или физического процесса. Действительно, такая необходимость на тот момент существовала и впоследствии была воплощена в художественных практиках и их рефлексии. Эти идеи Василия Кандинского были изложены в работе «Жизнь форм», изданной в 1934 году Анри Фосийоном, профессором архитектуры в Сорбонне и автором 30 работ искусствоведческого характера. В 5 главах «Жизнь форм» он рассматривал жизнь форм в следующих проявлениях: 1) в пространстве; 2) в материи; 3) в сознании; 4) во времени. Фосийон писал: «Связь форм в произведении и между произведениями образует некий порядок, она есть метафора, универсум» [2, с. 6]. Споря с реалистической тенденцией в культуре, он утверждал: «Мы всегда будем пытаться искать в форме иной смысл, чем она есть сама» [Там же, с. 7].

Ученый рассматривал форму как функцию соединения материальной стороны с заимствованным у природы законом метаморфоз, который подчинял себе любые элементы в произведении, ломая их прежние связи. «В композициях, где переплетаются гирлянды человеческих тел, мы легче всего схватываем гармоничные вариации, которые, не останавливаясь, все комбинируют новые фигуры, где жизнь форм подчинена одной цели – сама себе и своему обновлению» [Там же, с. 8]. Формы создаются в сознании, и жизнь формы в духе является подготовкой к жизни в пространстве. Жизнь формы отличается от жизни идей. Общим для них является то, что, в отличие от образа и воспоминания, для выработки форм и идей требуется образование некоторого порядка отношений. Отношения жизни форм к другим видам деятельности духа не являются постоянными и данными раз и навсегда. Мы должны быть внимательными к разнообразию структуры и интонаций в конструкции духа. Жизнь форм в духе не является формальным аспектом жизни духа. Формы стремятся к реализации, они в действительности реализуются, они создают мир, который действует. Иначе говоря, жизнь форм в духе – это начало, подготовка к созданию художественного произведения.

29 Сен 2023 в 20:56. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв