Просмотров 29

УДК 75.01:111.852

Е. А. Ирдиненко, Мизина Л. Б.

Светлой памяти профессора

Мизиной Ларисы Борисовны

Современное изобразительное искусство плотно окружает нас в жизненном пространстве, воздействуя ежедневно. Появление во второй половине XX века компьютерной техники позволило каждому с ее помощью сочинять изображения, членя, деформируя уже готовые образцы и стили искусства, или фантазировать, компонуя, соединяя цвет и геометрию фигур. Количество информации, получаемой от системы традиционной живописи, достигло минимального уровня. Живопись может исчезнуть, и это исчезновение общество может как бы и не заметить. Рынок изобразительного искусства уже превратился в рынок антиквариата, и прежде всего в рынок «постеров», изобразительных клише. А специфическое переживание, получаемое от самой живописи, рождается не при общении с современным искусством, а при посещении национальных галерей живописи.

Начало XXI века отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. Ряд художников возвращаются к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески выгодную попытку модернизму XXI века. Благодаря им восприятие художественных произведений обеспечивает реципиенту эмоциональный комфорт, психологическую релаксацию, снимает нервное напряжение. Сенсовое поле произведения презентуется также не как проблемная ситуация, которая нуждается в поиске путей решения, а как аксиома, основанная на мифоподобной фольклорной схеме, что позволяет утвердить вечные ценности существования, нерушимость его моральных основ. Искусство в этом случае выступает как фактор стабилизации жизни человека, помогает адаптации ее в окружающей среде, гармонизирует отношения с миром [1, с. 25].

Таким образом, современная художественная культура выступает своего рода компенсатором, сглаживающим дискомфорт современной среды. Следовательно, формируется визуальная доминанта в искусстве и культуре, другими словами, наше сознание уже готово воспринимать визуально картинку во множестве вариантов.

Сложная проблема профессиональной подготовки художника – это формирование его вкуса, творческой индивидуальности, которая вообще характерна для всех творческих профессий. Однако в подготовке художника она имеет особое значение в силу естественной «встроенности» в производственные и социальные структуры, зависимости его от множества факторов, как объективных, так и субъективных. Несмотря на решимость ограничить себя в рамках утилитарности, художники тем не менее вводят в тонкий мир творческую фантазию, которая диктует им программу собственных действий. В конце XIX века молодые, радикально настроенные художники в России и по всей Европе объявили, что их искусство и идеи являются закономерным итогом развития творческой мысли предыдущей части столетия. В Париже они создали новый вариант истории, который начинался со сломанной кисти, «модернистского» сюжета и просветленных пленэрных тонов художника Эжена Делакруа, проходил через эксперименты Клода Моне и других импрессионистов со светом и атмосферой в 1870-е и 1880-е и заканчивался их собственными постимпрессионистскими экспериментами и символистскими идеями. Два общепризнанных краеугольных камня искусства XX века – структура и экспрессия – были снабжены новой модернистской родословной, принятой сегодняшней «академией нового».

Однако понять русский авангард – значит осознать, что не было и нет единой истории современного искусства и авангарда. Авангардисты лишь выбрали кое-что из более свободных направлений в искусстве и в рамках собственной истории модернизма отвергли и переписали многое из того, что должно было считаться «модерном».

29 Сен 2023 в 20:56. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв