Просмотров 32

В первой главе «Мир форм» Фосийон дает общие представления о форме, совокупности элементов форм, их динамике и движении. Он говорит, что проблема интерпретации художественного произведения является делом противоречивым, потому что произведение искусства представляет собой систему сложных отношений, будучи одновременно материей и духом, формой и содержанием. Однако Фосийон сразу же настаивает на формальном характере искусства. Он заявляет, что произведение искусства – это мера пространства, оно есть форма, и именно это следует принимать во внимание прежде всего. Показав, что произведение искусства – это форма, Фосийон приступает к анализу форм.

Следуя за Фосийоном, В. Кандинский заявляет, что жизнь является формой, а форма – способ существования жизни. «Отношения, которые соединяют между собой формы в природе, не сумели бы быть чистой случайностью, и то, что мы называем естественной жизнью, развивается как необходимое отношение между формами, без которых она не существовала бы» [2, с. 8].

Форма является конструкцией пространства и материи. Данные рассуждения ничего существенного с культурологической точки зрения не представляют, кроме излишнего акцента на формальных аспектах жизни. Естественно, мы не можем согласиться с утверждением, будто форма – способ существования жизни. Конечно, жизнь проявляется в тех или иных формах, и, чтобы это заметить, нет необходимости в философских рассуждениях. Однако сама жизнь есть способ существования материи. Кандинский считает, что мы всегда стремимся искать в форме какой-то смысл, иной, чем она есть, т. е. мы смешиваем понятие формы с понятием образа и знака. Форма не является случайной оболочкой основы, эта оболочка выступает как различные неопределенные и изменяющиеся значения основы, и эта форма может быть прочитана самым различным образом, т. е. претерпевать различные метаморфозы. Форма отличается подвижностью, это движущаяся жизнь в изменяющемся мире. Бесконечные метаморфозы все время возобновляются, однако имеется координация и стабилизация этих метаморфоз, и они осуществляются в стиле.

Монументальные достижения Кандинского охватывают многие художественные движения первой половины XX века. Он был под впечатлением от импрессионистов, постимпрессионистов и фовистов. Художник с его абстрактными формами и смелыми цветами был революционером. Ненавидимый нацистами, Кандинский не только рисовал, но и учил других художников мыслить нестандартно. Он часто принимал участие в выставках, преподавал художественные классы и публиковал свои идеи по теории искусства.

Кандинский считал, что понятие стиля имеет два различных и противоречивых смысла. «Стиль вообще – это нечто абсолютное, стиль – это развитие, связный ансамбль форм, соединенных путем взаимного соответствия, гармония которого разнообразно ищет, делает и переделывает себя». Следует отметить, что он проводит формалистическую концепцию с большой точностью и последовательностью. Художник говорит о значимой форме, он еще не переходит на позиции беспредметного искусства, сохраняет образную форму. Если учитывать объективное содержание его концепции, то она, в сущности, теоретически оправдывает абстракционизм.

В своей работе «Похвала руки» А. Фосийон стремится абсолютизировать роль «руки художника» по отношению ко всем другим его творческим способностям, в том числе и интеллекту. Он высказывает мысль о том, что его рука не является покорной служанкой разума, она сама постоянно находится в поиске, она самостоятельно изобретает, что дает пищу для разума. Более того, рука с ее творческой активностью даже отделяется французским философом от самого художника и превращается в самостоятельное творческое начало. Разум погружается в сердце материи, принуждая ее к метаморфозам. Не художник множит причуды и эксперименты, а рука здесь дает жизнь субстанции, телу, организованной структуре. Таким образом, Фосийон пытался дать обобщенный анализ формы в мире художественной культуры, однако, по сути, попытался описать общую концепцию художественной формы. Только форма, ничего кроме формы. Форма не означает ничего другого – она обозначает себя, она сама есть искусство. Она не выражает содержания произведения, а сама по себе является содержанием произведения.

Проблема соотношения формы и времени в концепции В. Кандинского складывается из двух других проблем. Во-первых, это проблема внутреннего порядка: какое положение занимает произведение в формальном развитии? И вторая, внешняя, – в каком отношении это развитие находится с другими аспектами деятельности? Если бы время художественного произведения было временем всей истории, и если бы история прогрессировала от одного и того же движения, тогда никакого вопроса не возникало бы. Однако этого нет. История не является хорошо сканированной гармонической картиной. На каждом своем отрезке она изменяется, развивается, вступает в конфликты. Искусство вмешивается в эти конфликты, оно действует внутри и вне истории. Но жизнь форм не должна смешиваться с общественной жизнью.

29 Сен 2023 в 20:56. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв